От И.Пыхалов Ответить на сообщение
К Alex Medvedev Ответить по почте
Дата 05.07.2009 11:43:02 Найти в дереве
Рубрики WWII; Современность; Память; Версия для печати

Можно и напрямую к архивным документам

К сожалению, Земсков в своей книге не даёт ссылки, откуда он это взял:

С начала войны поток заявлений об освобождении из трудссылки сильно сократился, а от некоторых ранее освобожденных трудпоселенцев стали поступать заявления с просьбой разрешить вернуться в трудпоселок и снова встать на учет трудпоселений. Это и понятно: статус трудпоселенца спасал от военной службы и отправки на фронт. (Земсков В.Н. Спецпоселенцы в СССР, 1930-1960. М., 2003. С.98, 100)

Однако я этот документ нашёл:

Из доклада зам. начальника ГУЛАГ’а НКВД СССР майора ГБ Завгороднего на имя зам. наркома внутренних дел СССР комиссара ГБ 3-го ранга С.Н.Круглова от 28 февраля 1942 года:

Трудпоселенческая молодёжь, которой во время нахождения в трудпосёлке исполнилось 16 лет, подлежит освобождению, в соответствии с постановлением СНК Союза ССР №1143–280с от 22/X–1938 г.

До войны молодёжь эта настойчиво добивалась снятия с учёта. С начала же войны поток заявлений об освобождении сильно сократился. Более того, в комендатуры стали поступать отдельные заявления с просьбой разрешить вернуться в трудпосёлок и встать на учёт трудпоселенцев.

В целях борьбы с уклонением трудпоселенческой молодёжи от мобилизации, всем ОТСП предложено ускорить освобождение молодёжи и передачу её на учёт военкоматов, за исключением немцев, финнов и т.п. национальностей.
(ГАРФ. Ф.Р–9479. Оп.1. Д.76. Л.22–23)

И справедливости ради:

С мест поступает много запросов о порядке рассмотрения заявлений трудпоселенцев, ходатайствующих о направлении их на фронт для борьбы с фашизмом. Такие заявления поступили в УНКВД Читинской, Свердловской, Челябинской областей, Орджоникидзевского края и друг. (Там же. Л.23)