От А. Кузнецов
К Owl-99
Дата 09.09.2014 10:40:44
Рубрики 1936-1945 гг.;

Re: А откуда...

> Мог ведь и по ошибке приземлиться или из-за неисправности.

В немецких сухопутных документах прямо написано, что он сел добровольно (freiwillig). Видимо, его допрашивали люфты, а не армия. Поэтому протокол допроса уже никто никогда не увидит.
Англичане, кстати, в тот же день узнали о перелете - был радиоперехват в рамках "Ультры", что в Анапе сел старлей на Як-1

> Самолет Леонида Смирнова, на котором вылетел Шкомплектов, немцы потом неплохо обфотографировали :)
А зав.№ самолета Смирнова известен? В приказах 148 иап случайно есть зав.№ Яка, на котором летал Шкомплектов 6.5.43. М.б. он и 11.5 на нем же летал. Можно сравнить

От alnik
К А. Кузнецов (09.09.2014 10:40:44)
Дата 09.09.2014 12:13:07

Re: А откуда...

>> Мог ведь и по ошибке приземлиться или из-за неисправности.
>
>В немецких сухопутных документах прямо написано, что он сел добровольно (freiwillig). Видимо, его допрашивали люфты, а не армия. Поэтому протокол допроса уже никто никогда не увидит.

Вероятно, про него упоминает словак Ян Режняк в интервью
http://www.nazdar.ru/index.php?id=4&additional=4skreznak

От А. Кузнецов
К alnik (09.09.2014 12:13:07)
Дата 09.09.2014 12:38:08

Re: А откуда...

Да, про него

От Owl-99
К А. Кузнецов (09.09.2014 10:40:44)
Дата 09.09.2014 11:22:12

Re: А откуда...

Самолет Леонида Смирнова, на котором вылетел Шкомплектов, немцы потом неплохо обфотографировали :)
>А зав.№ самолета Смирнова известен? В приказах 148 иап случайно есть зав.№ Яка, на котором летал Шкомплектов 6.5.43. М.б. он и 11.5 на нем же летал. Можно сравнить

У меня номера нет, только бортовой - 2 и дарственная надпись "Сталинскому Соколу Леониду Смирнову..." и т.д., в общем, лишь известные по фото факты. Может у Сергея Кузнецова еще какая-то информация по этому Як-1 есть?

Owl

От SK
К Owl-99 (09.09.2014 11:22:12)
Дата 09.09.2014 12:31:00

Re: А откуда...

> Может у Сергея Кузнецова еще какая-то информация по этому Як-1 есть?
По серийному номеру машины у меня пока нет ничего.
Что касается остального, то взяли Шкомплектова в Анапе словаки 11.5.43 (дата и место в карточке военнопленного записано в ОБД).
Со словацкой стороны на форум ЕМНИП уже выдавали информацию:
Etot pilot skazal, chto u nego bolshaya vina i yego zhdyot Sibir. To znachit on dolzhen byt kaznen i potomu pereletel k vragu! I po vospominaniah slovakov i yego drug khochel sadit na aerodrom v Anape, no yego zagnal FLAK. Mechaniki pilotu khoteli dopolnit bnzin, chtoby letet na sovetskuyu storonu, no on ne khotel! Po mojej teorii etot pilot byl obvinen naprimer za poter 4 machin 6.5.43 (v tom chisle i Smirnova) I potomu on ubegal.
Iz etih 4 mashin 1 pilot vernulsya - eto buduchchiy as Dronov. No kak on vernulsya? Peshkom? Chto on skazal o etom? Eto bylo by interesno uznat.
Плюс еще вот это воспоминание словацкого пилота люфтваффе Яна Режняк в отношении ст. л-та Шкомплектова:
«Один раз русский пилот приземлился в Анапе и выскочил из самолёта около нас. Выскочил из кабины и сразу говорит, что хочет воевать вместе с нами. Немцы его допрашивали. Было лето, а он там сидел в длинных кожаных рукавицах. Я не понимал зачем, но потом осмотрел самолёт изнутри и сказал, что он - герой, что вообще летал на таком самолёте. Я посидел в самолёте и у меня были все руки в крови, поэтому были рукавицы, там торчало чёрт знает что. Покрышкин потом в своей книге написал, что якобы он заблудился с новеньким самолётом когда летел с завода. Это неправда, специально перелетел к нам».
В сети было фото, где якобы Шкомплектов среди немецких пилотов JG52 в Анапе и упоминание, что якобы сотрудничал с РОА. Судя по тому, что проверку (см.ОБД) прошел без репрессий, то может все вышесказанное не имело места.
Политдонесения надо смотреть (если дадут) или протоколы партсобраний, чтобы выяснить подоплеку.
Что касается самолета, то есть фото, где машина выставлена во время какого-то праздника на ступенях у входа в музей г.Шверина. Как, когда туда попал, почему в Шверин и куда потом делся - ?
СК

От alnik
К SK (09.09.2014 12:31:00)
Дата 09.09.2014 13:16:01

Re: А откуда...


>В сети было фото, где якобы Шкомплектов среди немецких пилотов JG52 в Анапе и упоминание, что якобы сотрудничал с РОА.

Вот это?
http://s006.radikal.ru/i215/1202/cc/e81ce2c1ccd9.jpg



От А. Кузнецов
К alnik (09.09.2014 13:16:01)
Дата 09.09.2014 16:29:31

Re: А откуда...

>>Вот это?
>>
http://s006.radikal.ru/i215/1202/cc/e81ce2c1ccd9.jpg



Лет 8 назад я общался с одним зарубежным товарищем. Он утверждал, что снимок сделан в Багерово весной 1944, а пленный пилот сбит 31.3.44 кажется. Если найду, уточню фамилию.

> по ЖБД 148-го иап часть словацкой версии можно проверить - летал ли Шкомплектов в одной группе с Смирновым 6.5.43 г.

ЖБД 148 иап за этот период не сохранился, но Шкомплектов в группе со Смирновым 6 мая не летал. По оперсводке 287 иад, Смирнов полетел во главе четверки, которая в полном составе не вернулась.
Шкомплектов в этот день не выполнил боевое задание из-за течи бензина. В приказе по полку виновным объявлен механик, который неплотно закрыл горловину бензобака

От А. Кузнецов
К А. Кузнецов (09.09.2014 16:29:31)
Дата 09.09.2014 21:14:03

Re: А откуда...

>Лет 8 назад я общался с одним зарубежным товарищем. Он утверждал, что снимок сделан в Багерово весной 1944, а пленный пилот сбит 31.3.44 кажется. Если найду, уточню фамилию.

Оказывается, это я с Бергстрёмом переписывался в 2004. Дату попутал малость. Со слов Бергстрёма, это Сидоров из 88 иап, сбитый 2.3.44

От SK
К А. Кузнецов (09.09.2014 21:14:03)
Дата 09.09.2014 21:45:48

Re: А откуда...

>>Лет 8 назад я общался с одним зарубежным товарищем. Он утверждал, что снимок сделан в Багерово весной 1944, а пленный пилот сбит 31.3.44 кажется. Если найду, уточню фамилию.
>
>Оказывается, это я с Бергстрёмом переписывался в 2004. Дату попутал малость. Со слов Бергстрёма, это Сидоров из 88 иап, сбитый 2.3.44
Слова-слова... Часто в подписях к фото такого бывает наворочено. Нужны фото Сидорова и Шкомплектова для сравнения, чтобы рассеять туман.

От А. Кузнецов
К SK (09.09.2014 21:45:48)
Дата 09.09.2014 22:29:16

Сидоров

>Слова-слова... Часто в подписях к фото такого бывает наворочено. Нужны фото Сидорова и Шкомплектова для сравнения, чтобы рассеять туман.

С фотографиями обоих этих товарищей у меня напряженно. Но Барбас (основной авторитет по JG52), что на этом фото есть Вольфрум и Маасен (Maassen). А Маасен начинал в 1944 в Крыму, судя по 1-й заявке (15.4.44). Так что это, скорее всего действительно Багерово весной 1944.
ОБД подтверждает историю с Сидоровым 2.3.44:
http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/004/033-0011458-0602/00000304.jpg&id=56706225&id=56706225&id1=feee7565f079c1ef5946e7db0be69be4
Блин, как всё сейчас просто. А в 1944 я оперсводки в ЦАМО по этому поводу смотрел в рамках культурного обмена.

От А. Кузнецов
К А. Кузнецов (09.09.2014 22:29:16)
Дата 09.09.2014 22:32:41

Re: Сидоров

В 2004 смотрел, конечно :)

От Егоров Н.Б.
К alnik (09.09.2014 13:16:01)
Дата 09.09.2014 15:41:53

Re: А откуда...


>>В сети было фото, где якобы Шкомплектов среди немецких пилотов JG52 в Анапе и упоминание, что якобы сотрудничал с РОА.
>
>Вот это?
>
http://s006.radikal.ru/i215/1202/cc/e81ce2c1ccd9.jpg



Это фото сделано в феврале-марте 1944, так что на фото не Шкомплектов.


От SK
К alnik (09.09.2014 13:16:01)
Дата 09.09.2014 13:30:50

Re: А откуда...


>>В сети было фото, где якобы Шкомплектов среди немецких пилотов JG52 в Анапе и упоминание, что якобы сотрудничал с РОА.
>
>Вот это?
>
http://s006.radikal.ru/i215/1202/cc/e81ce2c1ccd9.jpg


Да, я об этом фото речь вел. Если мой ув.однофамилец сможет карточку Шкомплектова в УПК поднять и сравнить фото, то было бы здорово. Да и по ЖБД 148-го иап часть словацкой версии можно проверить - летал ли Шкомплектов в одной группе с Смирновым 6.5.43 г.
СК

От Owl-99
К SK (09.09.2014 12:31:00)
Дата 09.09.2014 12:37:45

В делах 287 иад надо номер искать

Должен быть приказ штадива о списании матчасти с заводским номером. Такое дело есть (ф.287 иад, оп.2, д.10 "Приказы и приказания дивизии" (1943)), но я, когда с ним работал, такими вещами не интересовался и ничего не выписывал...
Ну или в делах ИАС, если они, конечно, сохранились...

Owl

От А. Кузнецов
К Owl-99 (09.09.2014 12:37:45)
Дата 09.09.2014 12:56:21

Re: В делах...

> Такое дело есть (ф.287 иад, оп.2, д.10 "Приказы и приказания дивизии" (1943)

Я это дело брал. Самолет видимо списан приказом №69 от 27.5.43, но там по 148 иап 14 самолетов без разбивки по датам и без привязки к летчикам.

А с ИАС 287 иад, насколько я помню, всё плохо. Проверю при случае. Фонд 287 иад вообще очень скудный.

От SK
К А. Кузнецов (09.09.2014 12:56:21)
Дата 09.09.2014 13:06:00

Re: В делах...

>> Такое дело есть (ф.287 иад, оп.2, д.10 "Приказы и приказания дивизии" (1943)
>
>Я это дело брал. Самолет видимо списан приказом №69 от 27.5.43, но там по 148 иап 14 самолетов без разбивки по датам и без привязки к летчикам.
На самолете Смирнова нарисован стандартный (заводской) тактический номер "2", что автоматически выдает предположение о 02 самолете 1хх серии. В списке потерь есть номер 021хх?
СК

От А. Кузнецов
К SK (09.09.2014 13:06:00)
Дата 09.09.2014 13:35:13

Re: В делах...

> В списке потерь есть номер 021хх?

В этом списке нет такого. №02125 есть среди самолетов, потерянных 4-6.5.43

От SK
К А. Кузнецов (09.09.2014 13:35:13)
Дата 09.09.2014 13:42:25

Re: В делах...

>> В списке потерь есть номер 021хх?
>
>В этом списке нет такого. №02125 есть среди самолетов, потерянных 4-6.5.43
А х21хх (если предположить, что первую цифру закрасили)?

От SK
К SK (09.09.2014 13:42:25)
Дата 09.09.2014 13:45:04

Re: В делах...

>>> В списке потерь есть номер 021хх?
>>
>>В этом списке нет такого. №02125 есть среди самолетов, потерянных 4-6.5.43
>А х21хх (если предположить, что первую цифру закрасили)?
Т.е. 32122,32128 или 22129?

От А. Кузнецов
К SK (09.09.2014 13:45:04)
Дата 09.09.2014 13:50:05

Re: В делах...

>>>> В списке потерь есть номер 021хх?
>>>
>>>В этом списке нет такого. №02125 есть среди самолетов, потерянных 4-6.5.43
>>А х21хх (если предположить, что первую цифру закрасили)?
>Т.е. 32122,32128 или 22129?

№30124, 16125, 22129, 14127, 15128, 38122, 13126, 50124, 30128, 43127, 26128, 28124, 03126, 32128 исключены как утраченные при боевой работе

От SK
К А. Кузнецов (09.09.2014 13:50:05)
Дата 09.09.2014 15:36:53

Re: В делах...

>>>>> В списке потерь есть номер 021хх?
>>>>
>>>>В этом списке нет такого. №02125 есть среди самолетов, потерянных 4-6.5.43
>>>А х21хх (если предположить, что первую цифру закрасили)?
>>Т.е. 32122,32128 или 22129?
>
>№30124, 16125, 22129, 14127, 15128, 38122, 13126, 50124, 30128, 43127, 26128, 28124, 03126, 32128 исключены как утраченные при боевой работе
30124 и 15128 в этом списке не числились в составе 148-го иап на 6.4.43. Тогда, если предположить, что серийные номера писали в приказ по принципу ранее потерян - ранее записан, то 22129 очень вероятно. С 7.5 по 11.5 полк летчиков не терял, а крайний 7.5. - старший лейтенант М.З.Телешевский (? 16125). Следующий за ним по логике (из-за недостатка других данных) - 22129.
СК

От А. Кузнецов
К SK (09.09.2014 15:36:53)
Дата 09.09.2014 16:30:18

Re: В делах...

>>№30124, 16125, 22129, 14127, 15128, 38122, 13126, 50124, 30128, 43127, 26128, 28124, 03126, 32128 исключены как утраченные при боевой работе
>30124 и 15128 в этом списке не числились в составе 148-го иап на 6.4.43. Тогда, если предположить, что серийные номера писали в приказ по принципу ранее потерян - ранее записан, то 22129 очень вероятно. С 7.5 по 11.5 полк летчиков не терял, а крайний 7.5. - старший лейтенант М.З.Телешевский (? 16125). Следующий за ним по логике (из-за недостатка других данных) - 22129.

15128 в ведомости ИАС (в фонде 4 ВА) на 1.5.43 числится как сбитый в ВБ на своей территории 28.4.43
30124 - это явно 33124 (у меня, похоже, рука дрогнула, когда записывал, 2-я цифра в конспекте выглядит как недописанный слева ноль). Он в той же ведомости тоже числится как сбитый в ВБ на своей территории 28.4.43.
И №16125 числится с тем же самым примечанием - сбит 28.4.43. В этот день большие потери были.

А по №16125, что это был Телешевский 7.5, данные откуда? Интересуюсь, т.к. по 148 иап за апрель-май 1943 не знаю часы-минуты времени потери по нескольким самолетам, а знать бы хотелось. М.б. я какой-то полезный источник пропустил (хотя насчет № самолета здесь, похоже, ошибка). ЖБД/БД/ЖУБВ и т.п. документов по 148 иап за этот период нет (во всяком случае, в фондах полка и дивизии), а оперсводки 287 иад покрывают только часть этого периода.

>>Т.е. 32122,32128 или 22129?

На №32122 был сбит Смирнов 6.5.43, на №32128 - Свиридов тогда же.
Остается действительно №22129. Если, конечно, гипотеза о х21хх верна.

От А. Кузнецов
К А. Кузнецов (09.09.2014 16:30:18)
Дата 09.09.2014 17:08:15

Re: В делах...

Поправка. Свиридова сбили на №38128. №32128 сгорел на ВП, на нем летал Дронов тогда же.