От Romario
К All
Дата 20.11.2008 16:01:05
Рубрики Авиатехника;

Вопрос по самолету И.Н.Степаненко б/н"17"

Обсуждали на скейтмоделсе эту машину

http://www.postimage.org/image.php?v=aV17Y5oA

Может быть как "семерка" без гаргрота, так и ранняя "девятка".
Никто не работал с документами полка (согласно А.Станкову - 4 киап 185 иад?
Чем полк был вооружен летом 1943 года?

С уважением,

От ZaReznik
К Romario (20.11.2008 16:01:05)
Дата 22.11.2008 18:51:49

Re: Вопрос по...

>Обсуждали на скейтмоделсе эту машину

>
http://www.postimage.org/image.php?v=aV17Y5oA

Если верить мемуару Степаненко, то ЕМНИП "девятка" без вариантов.

Кстати, в мемуаре есть еще одна фотка этого борта - там на ВО еще похоже ЭБИ в виде полосы присутствовало.

>Может быть как "семерка" без гаргрота, так и ранняя "девятка".
>Никто не работал с документами полка (согласно А.Станкову - 4 киап 185 иад?
>Чем полк был вооружен летом 1943 года?

>С уважением,

От ZaReznik
К ZaReznik (22.11.2008 18:51:49)
Дата 22.11.2008 19:21:23

вдогонку цытат из мемуара

http://militera.lib.ru/memo/russian/stepanenko_in/index.html

Перебазировавшись под Рязань, полк получил новые, более совершенные самолеты Як-9 с 37-миллиметровой пушкой, способной свободно пробивать верхнюю броню немецких танков. Понятно, что одного такого снаряда достаточно, чтобы развалить любой вражеский самолет. Мы гордились своей техникой, испытывали ее в воздухе, пристреливали пушки и вели учебные бои. С пополнением прибыло много молодых летчиков. Нам предстояло в короткий срок обучить их материальной части, основательно подготовить к предстоящим нелегким сражениям.

Вдохновленные победами под Сталинградом и на Кубани, мы прочно верили в свои силы и возможности и готовы были драться с любым по численности противником. С огромной, неиссякаемой энергией работал и наш инженерно-технический состав. Кто посчитает, сколько бессонных ночей провели механики и оружейники у самолетов, осуществляя ремонт, заправку машин, пополняя боезапас!

Когда на партийном собрании, обсудившем ход подготовки личного состава и материальной части, секретарем парторганизации эскадрильи был избран механик моего самолета старшина Михаил Павлович Борисовец, я очень гордился этим и был рад за него.

Михаил еще до войны немало послужил в различных подразделениях. Отличный авиационный специалист, а, главное, внимательный к людям, честный, справедливый, по-настоящему душевный человек. Ко мне относится с братской любовью и заботой. Работает легко, с выдумкой. Как-то прихожу к самолету, а его не узнать: на фюзеляже машины изображен... Геббельс в виде этакого брехунца в коротких штанишках и с микрофоном в руке. В страхе корчится он перед преследующим его по пятам тигром. Отдельно сверху — красные звездочки, обозначающие количество сбитых самолетов противника. Я согласен с Борисовцом. Это, по сути, убедительный политический плакат большой мобилизующей силы. Он обращен и ко мне. С меня теперь и спрос больше. Надо бить врага еще крепче, без всякой пощады и не попадать ему на прицел.

— Уверен, товарищ командир, — улыбается Борисовец, — что у фашистов не найдется летчика, который может сбить вас. Я за этого тигра ручаюсь, — шутит он.

Не скрою, с того дня мой самолет под номером 17 словно стал быстрее. Казалось, он прибавлял и мне смелости, энергии, боевого мастерства. [161] Позже многие взяли на вооружение идею Борисовца, учитывая ее немаловажный психологический заряд.


От Romario
К ZaReznik (22.11.2008 19:21:23)
Дата 23.11.2008 13:39:33

Вот и у Н.Бодрихина о том же...

>Перебазировавшись под Рязань, полк получил новые, более совершенные самолеты Як-9 с 37-миллиметровой пушкой

Однако на фото самолет с б/н "17" однозначно не Як-9Т.
Увы, нестыковчка в мемуарах. А до Як-9 полк, насколько я понял, летал на Як-1.
С уважением,

От Owl-99
К Romario (23.11.2008 13:39:33)
Дата 23.11.2008 13:54:20

Нет

>Увы, нестыковчка в мемуарах. А до Як-9 полк, насколько я понял, летал на Як-1.

4 иап не летал на Як-1, после Харрикейнов пересел на Як-7, потом Як-9, разве что только какие-то единичные единички там засветились :)

Owl

От ZaReznik
К Owl-99 (23.11.2008 13:54:20)
Дата 27.11.2008 15:30:40

Re: Нет

>>Увы, нестыковчка в мемуарах. А до Як-9 полк, насколько я понял, летал на Як-1.
>
>4 иап не летал на Як-1, после Харрикейнов пересел на Як-7, потом Як-9, разве что только какие-то единичные единички там засветились :)

Продолжу цитировать мемуар.
Добавлю что на подарочном Як-1 Степаненко отвоевал до конца Кубани, передав машину в 3 ИАК (по краней мере именно так он и пишет в свое книге).
Дополнительный аргумент именно за Як-1 - ну помню я зимой 42-43 гг ни одного случая, чтобы саратовцы дарили Як-7.

Подарок саратовских колхозников

Поздно вечером после разбора полетов командир полка объявил:

— Получен приказ: отбыть в Саратовскую область для встречи с колхозниками и получения боевых машин.

Он назвал фамилии летчиков, которым надлежало быть в готовности. Такая новость нас обрадовала.

Утром на Ли-2 вылетаем в Саратов. Погода как назло нас не балует. Приземляемся удачно, но добраться до нужных нам населенных пунктов не так-то просто. Николай Иванович Миронов предлагает провести вечер в городе, совершить прогулку-экскурсию, а затем посмотреть балет «Лебединое озеро» в Саратовском государственном театре оперы и балета им. Чернышевского. Стоит ли говорить, с какой огромной радостью мы приняли это предложение. После невообразимого грома сражений не верилось, что все это происходит наяву: мы сидим в уютном партере, слышим волшебную музыку, и у нас на глазах совершается чудо...

На рассвете, разбившись на группы по два-три человека, мы выехали в села. Нам с лейтенантом К. М. Сафроновым выпало посетить колхоз имени Чапаева. Дороги за ночь занесло, ехать пришлось на санях. С большим трудом добрались до места назначения. Небольшое село раскинулось в низине и утопало в белых сугробах. [132] Между домами мы пробирались пешком. На обоих повеяло чем-то до боли знакомым, родным.

Заснеженные изгороди у рубленых хат местами под тяжестью белых шапок прислонились почти к самым окнам. За селом виднелись скотный двор, конюшни, дальше простирались поля. Совсем как у нас на Украине, разве что деревьев во дворах поменьше.

До темноты мы пропадали на фермах, осматривали хозяйство. Всюду работали одни женщины, лишь изредка встречались мужчины, в основном старики и инвалиды.

Вечером на торжественную встречу с фронтовиками-летчиками в школе собралось все село. Открыла собрание председатель правления колхоза имени Чапаева — энергичная худощавая женщина с закрученными вокруг головы обручами черных кос. Все замолчали, внимательно разглядывая нас.

Председатель не выступала с докладом, не произносила длинных речей. Пригласив всех за накрытые столы, она подняла рюмку:

— Дорогие наши колхозники, давайте же поприветствуем доблесных соколов на саратовской земле и выпьем за скорейшую победу над вражескими ордами.

После ужина председатель колхоза сказала:

— А теперь позвольте вручить вам скромный подарок от наших колхозников — самолет-истребитель. Мы приобрели его коллективно на свои трудовые сбережения.

В классе раздались аплодисменты, худые лица людей озарили светлые и радостные улыбки. Эта минута запомнилась мне на всю жизнь.

— Нещадно бейте, сыны наши, захватчиков, — продолжала женщина, — гоните их прочь с нашей земли, очищайте от них советское небо!

Мы с лейтенантом горячо благодарили саратовцев и обещали обязательно выполнить их наказ.

После официальной части в зале заиграла гармонь, зазвучали фронтовые песни. Но председатель неожиданно попросила тишины. Когда все умолкли, торжественно провозгласила:

— Товарищи! Наш славный гость, пилот Степаненко, как стало известно, холост. Правду говорю? — спросила у меня. — Так вот, выберем ему невесту.

Вспоминаю об этом, чтобы подчеркнуть, с каким вниманием и теплом относились советские люди к фронтовикам. [133] Но одно дело — рассказывать, а совсем другое — стоять рядом с девушкой, настоящей красавицей! Никто из присутствующих не смеялся и не шутил.

Вечером, как это и положено жениху, я побывал у Марийки дома, познакомился с ее матерью. Договорились писать друг другу. Но, что поделаешь, — так и не сошлись наши пути-дороги. В 1944-м Марийка сообщила, что выходит замуж.

До глубины души нас взволновала эта огромная честь — сражаться с врагом на самолете, врученном тебе народом. В этой связи наша ответственность за разгром врага становилась будто ощутимее, зримей. Это означало, что простые люди, сельские труженики, верили нам, надеялись на наше боевое мастерство. Каждый из них, кто в тот миг смотрел на нас, мысленно произносил: «Мы отдаем тебе свой труд, чтобы ты побеждал. Сумеешь ли, справишься ли с порученным делом?» К нам подходят пожилые и молодые женщины, подростки. На устах у всех одно: скоро ли конец войне? Когда ждать наших домой?

Милые, дорогие наши люди! Знать бы ответы на эти вопросы... Мы, летчики, будем искать их в битве и в схватках с заклятым врагом, а вы — на трудовой ниве. Другого пути у нас нет и не будет.

Утром на аэродроме нас уже ожидал подполковник Миронов со старшим сержантом Семеном Дмитриевичем Шмалием. Они возвратились из колхоза «Стахановец», где им от всего села вручал именной истребитель Ферапонт Головатый. Машину принимал Шмалий. Как известно, первый истребитель Ф. Головатый подарил летчику майору Еремину.

На белоснежных именных самолетах летим прямо на фронт под Сталинград, где нас ожидают новые бои. Истребители Як-1 — усовершенствованные скоростные машины. Нам предстоит в короткий срок овладеть новой техникой, облетать ее, пристрелять оружие и, не задерживаясь, войти в боевой строй.


От hardy
К ZaReznik (27.11.2008 15:30:40)
Дата 30.11.2008 01:06:02

Re: Нет

>Добавлю что на подарочном Як-1 Степаненко отвоевал до конца Кубани, передав машину в 3 ИАК (по краней мере именно так он и пишет в свое книге).
>Дополнительный аргумент именно за Як-1 - ну помню я зимой 42-43 гг ни одного случая, чтобы саратовцы дарили Як-7.

я лично сомневаюсь, что саратовцы вообще за всю войну подарили кому угодно хоть один Як-7 или Як-9 :)

От Romario
К Owl-99 (23.11.2008 13:54:20)
Дата 23.11.2008 15:44:28

Re: Нет

>4 иап ... после Харрикейнов пересел на Як-7, потом Як-9...

А когда по времени были получены Як-7 и Як-9, не подскажете? "Девятки" сразу Т, или сперва обычные?

С уважением?

От Owl-99
К Romario (23.11.2008 15:44:28)
Дата 23.11.2008 21:46:25

Re: Нет

>>4 иап ... после Харрикейнов пересел на Як-7, потом Як-9...
>
>А когда по времени были получены Як-7 и Як-9, не подскажете? "Девятки" сразу Т, или сперва обычные?

Семерки с августа 1942 г., первый сбитый записан 22.08.42 - с/л Рязанов А.К. сбил Ме-109, девятки (простые) пошли с Кубани 1943 года, Тэшки в конце июля - 4 иап проводил их войсковые испытания, если я ничего не путаю :)

>С уважением?
Owl

От Leon
К Owl-99 (23.11.2008 21:46:25)
Дата 23.11.2008 23:03:31

Re: Нет

>>>4 иап ... после Харрикейнов пересел на Як-7, потом Як-9...
>>
>>А когда по времени были получены Як-7 и Як-9, не подскажете? "Девятки" сразу Т, или сперва обычные?
>
>Семерки с августа 1942 г., первый сбитый записан 22.08.42 - с/л Рязанов А.К. сбил Ме-109, девятки (простые) пошли с Кубани 1943 года, Тэшки в конце июля - 4 иап проводил их войсковые испытания, если я ничего не путаю :)

>>С уважением?
>Owl
Приветствую.
Миш,в 20иап, партия тэшек тоже в конце июля пришла.
С уважением.

От Romario
К Leon (23.11.2008 23:03:31)
Дата 24.11.2008 01:57:01

Re: Премного благодарен

> девятки (простые) пошли с Кубани 1943 года...

Итак на фото именно Як-9, хотя и весьма ранний, у него выхлопные патрубки как у самолета в музее В.Задорожного.

С уважением,