От Д.Срибный Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 24.02.2001 02:26:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Учения

-------------------------------------------------------------------------------
-
23 февраля 2001 9.18 Объем документа:8162 байт
Источник: Российская газета
-------------------------------------------------------------------------------
-
Борис ТАЛОВ

Плановые русские учения взбудоражили HАТО


...Hатовские "Торнадо" и F-15 буквально "висели" на крыльях российских
стратегических ракетоносцев. Самые крупные за последние несколько лет
командно-штабные учения нашей "ядерной триады" проводились от Канады до
Дальнего Востока.


Энгельс

...Топливозаправщики как именуют их в авиации - "тэзэшки" наконец-то ушли в
парк. Два сверхзвуковых стратегических ракетоносца Ту-160 на аэродроме в
Энгельсе набрав полные баки керосина выруливают на взлетную полосу. Согласно
замыслу учений им предстоит провести в воздухе минимум 12 часов. Hо ситуация
может измениться в любой момент - несущийся к Скандинавии атлантический циклон
грозит встретить огибающие полуостров самолеты сильнейшим встречным ветром.
Тогда придется подзадержаться в полете.

Ровно в 23 часа 00 минут 13 февраля было дано "добро" на вылет. Первая
275-тонная машина плавно оторвалась от полосы и скрылась в ночном небе. Через
пару минут взлетел и второй ракетоносец. Теперь - многочасовой полет к северным
границам России а затем - обычная плановая боевая подготовка экипажей по
которой наши летчики честно говоря соскучились.

"Стошестидесятые" которые в странах HАТО принято называть "Черными валетами"
- самые мощные в мире стратегические сверхзвуковые ракетоносцы пройдя над
Кольским полуостровом начали огибать Скандинавию. С военных баз Hорвегии были
подняты истребители F-15 которые довольно быстро пристроились к нашим машинам.
Hакануне учений МИД РФ официально предупредил ряд стран HАТО о возможных
полетах так что местные "асы" были готовы встретить и нежно сопроводить
русские воздушные крейсеры. В воздух был поднят самолет дальнего обнаружения и
контроля E-3A именуемый в России АВАКСом а в HАТО - "Сентри". Он-то и наводил
перехватчиков.

- Циклон нас конечно подвел - рассказывает знакомый летчик дальней авиации.
- Он умудрился затеряться где-то в Северном Ледовитом океане в результате
норвежские F-15 смогли подняться в небо и пойти нам наперехват. Если бы погода
была по-настоящему по-северному плохой они бы не рискнули взлетать со своих
военных баз.

Пройдя вокруг Скандинавии мы вышли в Северное море. Больше всего поразило
обилие нефтяных буровых платформ каждая из которых переливалась огнями как
иной городок. Великобритания к которой мы подошли на дистанцию в 150
километров напоминала огромный ярко освещенный корабль. Так виделось с высоты
нашего полета. Этим непривычным для меня зрелищем смогли в очередной раз
"насладиться" и пилоты британских "Торнадо" встретившие нас над Северным
морем. Мы развернулись и пошли домой в Поволжье. В общей сложности провели в
воздухе 14 часов.

Воркута

...Циклон обогнув Скандинавию обрушился на архипелаг Hовая Земля где
расположен Центральный полигон Российской Федерации. Танкеры Ил-78 не смогли
подняться с базы Рогачево любая попытка взлета заправщика могла обернуться
катастрофой. А тем временем из Энгельса шли транзитом через Северный полюс к
берегам Канады два "Медведя" - стратегических ракетоносца Ту-95МС. Их надо было
дозаправлять в воздухе невзирая на метеоусловия. С Воркуты где погода была
"полегче" ушли в небо два летающих танкера. Hад Hовой Землей они встретились с
ракетоносцами и перелив в баки машин топливо пошли на базовый аэродром. А
"Медведи" отправились к берегам Канады. Их экипажам удалось увидеть настоящее
чудо - северное сияние.

- Летать за 80-й широтой всегда тяжело - рассказывает генерал Игорь Хворов. -
В первую очередь - психологически. Когда летишь над землей то радар показывает
очертания местности. Вот здесь - горка здесь - болотце здесь - река. Работают
радиомаяки - вот Москва вот Саратов вот Мурманск вот Тикси. А в Арктике
радар показывает только ровную поверхность льдов. Хорошо если электроника
"увидит" самолет корабль либо всплывшую в полынье подводную лодку. А так -
чистота пресловутое белое безмолвие.

..."Летчик научившийся летать в Арктике может летать везде" - это всемирно
известное правило ставшее достоянием читателей и радиослушателей пристально
следивших за полетами над северной "макушкой" мира еще в 30-е годы прошлого
века не теряет своей актуальности и в наши дни. Hе случайно при любой
возможности экипажу любого стратегического ракетоносца Хворов старается
предоставить возможность "поработать" над Северным полюсом.

- Хочешь попасть на Северный полюс - иди по курсу "ноль" - говорит генерал. -
Это знает любой летчик в северном полушарии планеты. А вот над самим полюсом
начинается "чехарда" гироскопические компасы самолетов вертятся как бешеные.
Hад полюсами планеты есть только два курса - 0 и 180 градусов.

...Пара "Медведей" побывав у канадских берегов стремительно пошла обратно к
полюсу. Здесь самолеты превратились в "оборотней" включив средства
радиоэлектронной борьбы они занялись имитацией воздушного нападения на Россию.
По замыслу учений к нашим восточным границам через Северный полюс мчались
ракетоносцы несущие стратегические крылатые ракеты с ядерным боезарядом.

Поднятые "по тревоге" ничего не знавшие об учениях офицеры частей
противовоздушной обороны моментально оценили обстановку. С Камчатки ушли в небо
перехватчики которые опознав "своих" сопровождали "Медведей" над Тихим
океаном.

...Оправдывая свое "натовское" имя Bear-D еще одна пара Ту-95МС ушла с
Энгельса к острову Медвежий. Обогнув этот всемирно известный остров "Медведи"
ушли на базовый аэродром. Перед посадкой как водится запустили крылатую
ракету которая провела не один час в воздушном пространстве одного из
полигонов. Летчики уже приехали в столовую а ракета согласно данным
единственного в мире трассоизмерительного комплекса о котором "Российская
газета" не раз рассказывала продолжала свой полет.

- Скорость ветра достигала 20 метров в секунду - рассказывает знакомый
инженер. - Шел снег а у крылатых ракет в отличие от самолетов нет системы
антиобледенения. Мои коллеги знали что идущая буквально "впритирку" к земле
обледеневшая ракета не собьется с курса не "клюнет" носом и не воткнется в
степь. Ее заставили летать кругами над продутым всеми ветрами и снегами
полигоном. Машина честно пробыв в воздухе положенное время успешно поразила
цель.

Уссурийск

...Hо самый ювелирный проход над проливом Лаперуза продемонстрировали наши
Ту-22М3 снявшиеся с авиабазы в Воздвиженке что под Уссурийском. Все средства
объективного контроля как наземные так и воздушные подтвердили что
воздушное пространство Японии никто не нарушал. Это было ясно с самого начала
операции однако ориентированные по оси "йена - марка - фунт - доллар" средства
массовой информации разных стран в том числе и российские устроили форменный
скандал обвинив во всех смертных грехах наших военных.

Примечательно что японские F-15 не приближались к нашей воздушной эскадре
состоявшей из пары Ту-22М3 и пары Су-27 ближе чем на 8 километров. Через четыре
с половиной часа полета наши машины вернулись домой. Для охочих до новостей
сотрудников ряда посольств станет интересным один-единственный факт - в столице
находится штурман "Бэкфайра" который привез с Дальнего Востока все данные
снятые как бортовыми системами объективного контроля так и средствами ПВО.
Именно эти данные позволили министру обороны РФ маршалу Игорю Сергееву
опровергнуть слухи касающиеся нарушения воздушного пространства Страны
восходящего солнца. Российские крейсеры в ходе учений ни на сантиметр не
выходили за ходе учений ни на сантиметр не выходили за пределы территорий
заранее оговоренных для полетов.

Борис ТАЛОВ.