От 2012 Ответить на сообщение
К Д.Срибный
Дата 22.02.2001 03:37:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

О ситуации ...

Voruut i bezdarno ispol'zuut tak deneg nikogda ne budet...
......................................
Генерал-майор Александр Харчевский - начальник Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава фронтовой авиации имени Чкалова. Именно он вел знаменитый истребитель с Владимиром Путиным когда тот накануне президентских выборов прилетел из Краснодара в Чечню. Несколько лет назад Александр Харчевский во время командировки в ЮАР в ходе учебных боев с тамошними асами выиграл 36 боев из 36. В пресс-службе ВВС о нем отозвались как о "летчике от Бога который летает на всем что может оторваться от земли".

- Очень не хочется говорить о проблемах боевой авиации больная тема - вздыхает собеседник. - Нам пилотам очень сложно потому как все что работает не на коммерцию толком не финансируется. Может поговорим о чем-то более приятном?

Давайте вспомним о полете на Су-27 с Владимиром Путиным. Как вы расцениваете тот его не только не ординарный но и по-моему довольно смелый поступок? Ни в Кремле ни в предвыборном штабе насколько знаю ничего подобного не придумывали.

- Владимир Владимирович сел в истребитель без специальной подготовки и некоторое время даже управлял самолетом. На такое способен действительно далеко не каждый. До него на подобные полеты из первых лиц западных государств никто не решался. Наш президент действительно смелый человек.

Не укачало вашего пассажира?

- Нет все прошло хорошо у него крепкое здоровье и хорошие физические данные.

Почему выбор пал именно на Су-27? Это была своего рода реклама "сушки"?

- Ну что вы. Просто выбрали наиболее подходящий для перелета самолет.

Какие меры предосторожности принимали? Тем более что начальник президентской охраны остался в Краснодаре в то время как "охраняемый объект" улетел в Грозный

- У меня этот перелет и правда был самым ответственным в жизни. Самолет вели сразу несколько радиолокационных станций а в воздухе прикрывал второй Су-27 который в отличие от нашего шел с боевой нагрузкой. На всем протяжении перелета - в течение часа - был создан свободный воздушный коридор.

Конечно самолет в котором находился Владимир Путин не должен был подвести. За его техническое состояние отвечал главный инженер авиацентра "профессионал высочайшего класса полковник Захар Дмитрук. Проверяли боевую машину от топлива до смазки"

А летный комбинезон для Путина шили специальный?

- Нет взяли со склада.

А потом - обратно на склад?

- Подарили на память главе государства.

Как прошел сам полет?

- Отлично. Шли на большой высоте - 12 тысяч метров со скоростью 1000 километров в час. Без эксцессов.

О чем вы говорили с президентом в небе? Он о своих ощущениях рассказывал?

- Говорили о проблемах авиации. Своими ощущениями он поделился позже - во время встречи с доверенными лицами в Кремле накануне инаугурации. В небе как-то не до этого а когда прилетели в Чечню тоже некогда. В Кремле мы несколько минут побеседовали и он сказал что и самолет и полет ему понравились.

У вас на стене висит портрет президента с автографом. Подарок?

- Да он мне его вручил вскоре после полета.

Вы - доверенное лицо президента в Липецкой области. И именно на вашем истребителе и вместе с вами президент совершил этот эффектный перелет в Чечню. Не связываете ли в какой-то мере с этим надежды на возрождение авиации?

- Скажите мне пожалуйста откуда президент возьмет деньги если в бюджете их нет? Я реалист и считаю что без коренных преобразований в экономике ситуация и в боевой авиации не изменится.

Сколько же необходимо военной авиации средств для нормального существования?

- Только на нужды ВВС должен бы уйти весь нынешний бюджет Минобороны. А это как понимаете нереально:

Проблема дефицита летной практики у боевых летчиков принимает характер бедствия. И это общеизвестно. А как у вас в отряде?

- У нас тоже не сладко. Но называть какие-то цифры не хочу. Ведь мы работаем на ВВС России и раскрывать детально свои сложности - значит показывать "лишние" цифры потенциальному противнику. Могу сказать одной фразой: "Спасайте российскую авиацию!"

Как же существует самая боеспособная в России часть ВВС? Как вы летаете если не хватает керосина?

- Нас поддерживают город область. Выкручиваемся за счет высокого профессионализма наших летчиков но с каждым годом все труднее. Каплю керосина я сегодня сравниваю с каплей крови. Обескровленному человеку нужен донор в таком же положении оказалась сейчас боевая авиация.

И при всем этом умудряетесь каким-то образом одерживать победы в учениях с иностранными летчиками которые не знают что такое перебои с горючим. Как же это удается? Может западные авиаторы плохо подготовлены?

- О подготовке пилотов ЮАР нужно сказать особо. Она характеризуется высочайшим уровнем. По единодушной оценке наших летчиков авиаторы из Южной Африки оказались прекрасно подготовленными. Они владеют практически всеми тактическими приемами ближнего и дальнего воздушного боя в совершенстве знают как выполнять противорадиолокационное и противоракетное маневрирование в воздухе чувствуют себя как рыба в воде. В полете они теряют скорость до нуля сваливаются вновь разгоняются используя все возможности самолета но при этом не теряют из виду противника.

Конечно проблем с керосином у них нет. Получают топлива столько сколько требуется. Они летают практически каждый день. Словом держатся в отличной форме.

У вас в центре наверное есть и свои династии?

- Да. К сожалению одна из них - с трагической судьбой. Служил у нас летчик майор Георгий Карабасов ведомый. Летом 1992 года мы с ним вместе на самолетах Су-27УБ совершили перелет в США на авиабазу Лэнгли. Здесь провели учебные воздушные бои с американскими асами летавшими на истребителях F-15 и победили.

Георгий разбился на Як-52 в 1993 году а недавно 9 июля погибла его жена Галина. Она была инструктором на "Яках". Остались сиротами два сына. Один в этом году поехал поступать в Армавирский авиационный институт хочет стать летчиком.

А пополнение к вам приходит?

- Довольно слабо. Сказывается потерянный авторитет Вооруженных сил. Раньше в авиационных вузах конкурс был человек десять на место. А нынче - почти никакого.

Когда я шла по территории центра то видела как в автобус садились летчики с чемоданами. В Чечню отправились?

- Нет на обычные полеты. Наши не служат в "горячих точках".

Историю центра связывают с подготовкой еще до Великой Отечественной войны немецких летчиков и даже Геринга.

- Да они обучались здесь с 1923 года в течение десяти лет. Что касается Геринга то достоверных данных о том что он здесь был нет.

Говорят что во время Великой Отечественной войны фашисты не сбрасывали на Липецк бомбы памятуя о своих бывших подругах.

- Это не более чем легенда. Бомбы падали. Конечно не так много как в других городах. Но только потому что здесь не проходила линия фронта да и Липецк не был раньше областным центром.

У нас в центре проходили подготовку более 250 Героев Советского Союза из них 14 человек дважды Герои. Кроме того 14 космонавтов: Леонов Шаталов Береговой Филипченко. Александр Руцкой служил в свое время заместителем начальника центра по летной подготовке. Хороший кстати летчик.

Приезжают к вам теперь к своим учителям?

- Да конечно недавно вот Леонов был.

А собирается ли Владимир Путин в центр погостить?

- Ждем Владимира Владимировича в гости на наше традиционное авиашоу в этом месяце. Он обещал...