От Д.Срибный Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 14.01.2001 12:32:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Интревью с А.Квочуром

ЧТОБЫ СЕРДЦЕ СТРЕМИЛОСЬ В ПОЛЕТ
О проблемах авиации размышляет заслуженный летчик-испытатель СССР президент государственного унитарного предприятия «Пилотажно-исследовательский центр» Герой России Анатолий Квочур
- Анатолий Николаевич сегодня особую озабоченность вызывает будущее отечественной авиации. Что мы сможем увидеть в небе в новом столетии?
- Сегодня мы находимся в условиях когда во-первых не хватает средств во-вторых особенно актуальным стал вопрос о модернизации имеющегося парка летательных аппаратов. Особенно большой потенциал для этого имеют самолеты созданные в конструкторском бюро имени П. О. Сухого. Из этого семейства я безусловно выделяю Су-30 - двухместная машина оборудованная системой дозаправки в воздухе усиленной конструкции с измененным крылом.
К хорошим базовым качествам и летным характеристикам этот самолет нужно дополнить такими возможностями чтобы он стал многофункциональным. Сегодня можно смело сравнивать модернизированный Су-30 с самым лучшим американским самолетом F-15Е. Мы имеем все возможности сделать за счет модернизации Су-30 самолет лучше американской машины так как его базовые характеристики выше. На мой взгляд на него необходимо установить УВТ - управляемый вектор тяги который необходим не для показательных выступлений на шоу а для того чтобы снять с летчика тяжелое бремя постоянного слежения за скоростью и углом атаки. Второе предназначение УВТ - улучшение взлетных и маневренных характеристик.
- Выходит процесс модернизации состоит как бы из нескольких этапов?
- Совершенно верно. Первый этап - это борт так называемый обводной канал который хорошо себя зарекомендовал на самолетах МиГ-29. Он весьма эффективен в экономическом плане. Не нужно все заново испытывать. Мы проверяем только то что поставили заново изменяя или подтверждая в ходе полетов характеристики машины. При необходимости испытываем те аспекты которые связаны с совместимостью нового и старого оборудования.
Скажем поставили на самолет систему спутниковой навигации интегрировали ее в базовый навигационный и прицельный комплекс. Новинка требует проверки. А собственно оборудование не трогаем. Оно уже прошло все испытания на МиГ-29. Здесь мы выходим на проблему унификации. Если в рамках нынешнего скудного бюджета Министерства обороны проблем с финансированием в целом по стране мы будем для каждого летательного аппарата делать свой комплекс то можно загубить всю отрасль. Никто в мире так не поступает. Унификация - это колоссальный выигрыш в оборудовании испытаниях эксплуатации. В надежности и безопасности наконец.
- Очередным этапом в развитии летательных аппаратов ХХI века станет создание самолетов так называемого пятого поколения. При нашей бедности можно ли рассчитывать на их производство в России?
- Во всех авиационных государствах давным-давно существует критерий эффективной стоимости. России необходимо научиться жить по средствам. Мы предлагаем путь который уже подтвержден в испытаниях - когда эффективность достигается достаточная а средств тратится меньше. Такой подход считаю сегодня должен быть во всем. В том числе и при разработке авиационной техники пятого поколения.
Можно попытаться изменить облик авиационного борта полностью. Но если мы пойдем этим путем и только на самолетах типа Су заменим к примеру все локаторы - потребуются колоссальные средства. Один современный локатор стоит примерно столько же сколько несколько лет назад стоил целый самолет. Поэтому не исключаю что решение этой проблемы может стать третьим или четвертым этапом модернизации. Но если говорить о первом этапе то нельзя каждый раз закладывать новый тип самолета. Внешне он выглядит новой машиной а внутри старая начинка. Пустая трата денег и никакой пользы.
- Но ведь к самолетам пятого поколения уже выдвинуты конкретные требования...
- Да такие требования действительно есть. Самолет пятого поколения должен обладать сверхманевренностью быть «невидимкой» иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость полета и высокую эксплуатационную технологичность. Это было сформулировано еще при проекте самолета «Истребитель-2000» на котором довелось мне летать.
Так вот о технологии «стелс». Наш Су-32 пытаются сделать менее видимым для наземных локаторов. Речь идет о специальном покрытии. Оно решает примерно 50 процентов проблемы так называемой незаметности. Далее идут разные конструктивные хитрости чтобы сделать самолет совсем невидимым. Но все это стоит очень дорого. Кроме того выигрывая в одном легко потерять в другом - в маневренных характеристиках прочности весе. На сегодняшний день в мире есть всего две «невидимки»: самолеты B-2 и F-117. Причем они далеко не впечатляют своими летными характеристиками. Насколько мне известно американцы от создания новых подобных машин отказались а пошли по пути модернизации имеющихся наделяя их новыми качествами.
Мы же на Су-30 путем модернизации можем реализовать все требования к самолету пятого поколения. Он уже сейчас обладает такой сверхманевренностью какой не имеет ни один самолет в мире. Думаю не скоро еще какая-то машина будет так летать.
- Некоторые зарубежные разработчики самолетов считают что такая сверхманевренность и не нужна вовсе...
- Кто какого уровня в развитии техники достиг тот такую позицию и отстаивает. Это естественно. Нашу машину они хвалить не будут - им свою продать надо. А что касается боя то на нашем самолете воевать удобнее. На Западе это знают поэтому тоже оснащают машины системой управляемого вектора тяги. Хорошо подготовленного летчика летающего на самолетах с УВТ почти невозможно сбить в ближнем бою да и с дальней дистанции ракетой - тоже нелегко.
Значит с маневренностью мы полшажка в модернизации самолета уже сделали. Технологию невидимости тоже можем внедрить через некоторое время. Правда сверхзвуковую крейсерскую скорость пока не обеспечиваем. Но на Су-27 и МиГ-31 подошли к решению этой задачи вплотную. На таких скоростях на каких летает МиГ-31 с полной боевой нагрузкой не работает ни одна машина такого класса в мире. Выводы делайте сами.
- Получается что конструкторские бюро имеют определенный временной задел?
- Я летчик-испытатель и не решаю за конструкторов над чем им работать. Одно могу сказать: сегодня наше государство не сможет строить новые «коробки» не имея борта. Роль бортового комплекса и вооружения прогрессирует. Здесь у нас неплохие позиции. В ближайшие 15-20 лет мы на своих самолетах можем не торопясь модернизировать любую систему. Но чтобы постоянно иметь боеспособные летательные аппараты должна быть единая государственная программа их модернизации. Конструкторы разработчики тоже не останутся без дела: они могут заниматься опережающими исследованиями и в определенный момент создать действительно новое поколение авиационной техники.
- Разговор у нас идет в основном о «железе» которое само по себе не летает. Если потребуется государство построит нужное количество новых летательных аппаратов. Но кто на них будет работать? Разве можно за короткий срок подготовить хорошего летчика?
- Вопрос очень тяжелый. Низкое материальное обеспечение летного состава убивает у людей мечту о небе. Нет мечты - теряется смысл идти в авиацию. Да с кадрами у нас сегодня большая проблема и большая беда. Чтобы процесс не стал необратимым думаю нужно во-первых как говорит академик Владимир Александрович Пономаренко возродить мотивацию к летной профессии. Сегодня печать радио телевидение вспоминают об авиации лишь когда случается авария или еще какая беда.
Второе направление - отбор кадров для авиации. Страна большая и молодежь «болеющую» авиацией найти можно. Первый шаг на этом пути сделан - созданы несколько школ с первоначальной летной подготовкой. Надо вновь возродить и сеть аэроклубов. Молодежь уверен в них пойдет. Затраты на их подготовку тоже можно свести до минимума. Поможет в обучении компьютер. В него можно заложить сколь угодно авиационных игровых программ которые дают ощущение реального полета. Так легче будет проходить адаптация к новым авиационным комплексам.
В-третьих. До сих пор мы не привили любовь к новым авиационным технологиям даже тем кадрам которые еще сохранились в авиации. Часто бывая в войсках вижу что комплексы Су-27 МиГ-29 МиГ-31 используются не полностью. Повсюду сплошные ограничения и упрощения. Почему так? Потому что командиры берут за ориентир уровень среднего летчика а в последнее время в частях сильных пилотов осталось единицы - летают-то мизер. Сделать под такую философию высокоэффективный самолет или вертолет практически невозможно.
Красная звезда 27.12.00