От Д.Срибный Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 13.12.2000 02:11:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Воздушные рабочие войны

ВОЗДУШНЫЕ РАБОЧИЕ ВОЙНЫ
Летящий над джунглями и рисовыми полями вертолет стал самым ярким символом вьетнамской войны. Аналогичная картина наблюдалась и в Афганистане где без винтокрылых машин не обходилась ни одна операция «ограниченного контингента советских войск». Зато в Чечне применение вертолетов снижается день ото дня хотя именно они являются наиболее эффективным средством борьбы с боевиками или для эвакуации раненых. Особенно в условиях горно-лесистой местности.
По информации из военных источников на 23 сентября 1999 года российская авиационная группировка на Северном Кавказе включала в себя 68 вертолетов в том числе 32 ударных Ми-24 28 ударно-транспортных Ми-8 и 8 тяжелых Ми-26. Специалисты сразу обращали внимание что по сравнению с афганской войной численность вертолетного парка для поддержки практически такого же контингента сухопутных войск (около 100 тысяч человек) уменьшилась в четыре раза. И это несмотря на то что техника созданная еще в 60-х успела устареть и морально и физически.
Пытаясь хоть как-то оптимизировать имеющиеся средства командование создало отдельные мобильные группы по направлениям: 12 машин базировалось в Дагестане (восточная группа) 16 - в Ставрополье (северная) 10 - в Ингушетии (западная) и 30 - на аэродроме Моздок (действовали на всех направлениях в качестве группы усиления). Позднее в ходе продвижения вглубь Чечни вертолеты сосредоточились в основном в районе Грозного (аэродромы Ханкала и Северный). Сколько машин осталось на сегодняшний день в строю точно не известно но бесспорно то что 23 из них уже потеряны безвозвратно. Причем соотношение боевых и небоевых потерь составляет 50 на 50 процентов что свидетельствует о многом.
Все чаще отказывает техника работают на износ люди. Дошло до того что пришлось обратиться к практике начального периода Великой Отечественной когда из нескольких поврежденных или просто неисправных вертолетов собирают хотя бы один боеспособный. А потом летают на таком полуимпровизированном сооружении да еще и в условиях сверхмалых высот или напротив высокогорья по многу часов подряд и порой под огнем с земли. Большинство экипажей к тому же до прибытия в Чечню крайне редко поднималось в воздух тогда как в зоне боевых действий это приходится делать до сорока (!) раз в сутки. Лучших возможностей для тренировок казалось не придумаешь но они ведут к резкому росту числа поломок и аварий а иногда и к катастрофам (на 30 сентября 2000 года уже насчитывалось пять).
Теперь о боевиках. Вопреки существовавшим раньше опасениям по части средств противовоздушной обороны они оказались не слишком сильны. Применение особо эффективных самонаводящихся ракет типа «Стингер» во всяком случае практически не отмечается а с крупнокалиберными пулеметами по ущельям не очень-то полазаешь.
Беда однако в том что для наших «Ми» вполне хватает и автоматов Калашникова калибра 5 45. Статистика крайне удручающа - всего четыре-пять пулевых попаданий - и вертолет сбит (Все зависит от того куда пуля попала. Исследование проведенное специалистами МВЗ им. Миля показало что вертолеты Ми-8 и Ми-26 в целом весьма надежны и живучи но ряд систем не отвечают требованиям: гидросистема зачастую выходит из строя при простреле трубопроводов пулей топливные баки дают течь через пулевые пробоины и проч. Кроме того экипаж на некоторых модификациях этих машин практически не защищен. - АКН). Как тут не вспомнить о широко разрекламированные Ка-50 «Черная акула» выдерживающие обстрел даже 30-миллиметровыми снарядами. Но «акул» на всю Россию от силы штук пять и посылать их в Чечню никто не собирается - больно дороги вдруг сломают.
Есть у нас кстати и другая авиационная редкость - штурмовой Ми-28 который не только покрыт броней но и способен амортизировать сильнейшие удары при аварийных падениях. Между тем как бессменная «рабочая лошадка» Ми-8 случись что имеет тенденцию заваливаться набок с заклиниванием входов-выходов и сгорать за считанные минуты.
Трудно не назвать наших вертолетчиков героями. И легче перечислить то что у них есть чем назвать все чего им не хватает - систем спутниковой навигации и аварийных буев всепогодных радиолокационных станций и тепловизоров негорючих комбинезонов и пуленепробиваемых шлемов средств спасения и еще многого-многого другого. В подобной ситуации какие-нибудь натовские асы вообще откажутся летать а россияне летают даже тогда когда это в принципе невозможно. Но долго ли еще протянут латаные-перелатаные машины?
Смена Санкт-Петербург 27.11.00