От МишаТ Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 09.09.2013 14:37:05 Найти в дереве
Рубрики 1936-1945 гг.; Версия для печати

Воздушный бой 13 февраля 1940 года - или таран летчика Михина

Еще раз о таранах - вольных или не вольных, весьма странно что некоторых товарищей в связи с этим пиарили на всю страну, другие напротив оставались в тени несмотря на реальные тараны.
Вчера в журнале смена за февраль 1941 года попалась статья про воздушный бой, который провели пилоты так называемой группы Ткаченко ( выделена из состава 49 ИАП) в ходе Зимней войны 13.02.40 года. В этой схватке лейтенант Михин столкнулся с финским самолетом. В статье этот эпизод трактовали как таран.
Собственно результат столкновения налицо! Фото сделал фронтовой корреспондент Л.Коробов.
[url= http://shot.qip.ru/00e9Wv-4MQ9HpCFk/][img] http://f4.s.qip.ru/~MQ9HpCFk.jpg[/img][/url]
Тем не менее в историческом формуляре части этот эпизод трактуют именно как столкновение в воздушном бою: «В воздушном бою с самолетом противника получил повреждение самолета от удара плоскостью. Произвел посадку на своем аэродроме благополучно».
Собственно виновник происшествия Михин Яков Филиппович, командир звена, лейтенант, 1914 г.р. В той же статье есть его фото на фоне хвоста своего И-16:
[url= http://shot.qip.ru/00e9Wv-3MQ9HpCFl/][img] http://f3.s.qip.ru/~MQ9HpCFl.jpg[/img][/url]
Из подробностей боя - восьмерку 2 И-16 (Михин и Федотов) и 6 И-15бис вел зам комэска по п/ч ст.политрук Кочмала Михаил Афанасьевич (1908 г.р. Всего в ходе С-Ф войны выполнил – 93 б/в, 83 часа, награжден Б.Кр.Зн.). Судя по статье 6 И-15бис из группы Ткаченко должны были атаковать цели в р-не Вяртсиля, а пара И-16 2/49 ИАП выполняла роль прикрытия.
В статье приводятся еще несколько участников боя:
Федотов Андрей Андреевич, мл/л-к, л-т, (1914 г.р. С-Ф – Б.Кр.Зн., в ВОВ Герой Советского союза, комэска, инспектор по т/п, командир 169 ИАП/63 гв.ИАП. Совершил более 200 б/в, сбил лично 21(18) и в группе 1 самолета противника, награжден орденами Ленина, Кр.Зн. Кр.Зв., Александра Невского, Отеч.Вой. 1 ст. Командир 63 гв.ИАП п.п-к Федотов погиб 15.12.43 года в воздушном бою.);
Согин Федор Николаевич, к/з, л-т, (1915 г.р. С-Ф – Б.Кр.Зн.);
Мурзин Сергей Анатольевич, мл/л-к, мл.л-т (1918 г.р.С-Ф – 97 б/в, 99.52 часов, «За отвагу».)
Заниздра.

По финским данным, в тот день пара Гладиаторов из 2/LLv 26 пилоты Туоминен и Лаутамяки (вылет с 14.00 по 15.30) взлетели по тревоге и были направлены в район Маткаселкя, на подходе к которому они обнаружили большую группу советских бомбардировщиков СБ. После доклада по радио на подмогу немедленно вылетели Калмберг и Кивинен (командир 2/LLv 26), дежурившие с прогретыми двигателями, затем начали взлетать и оставшиеся пять «Гладиаторов» – так что очень скоро семерка Кивинена была в воздухе. Однако, заняться бомбардировщиками не пришлось, так как по пути финнам встретилась группа советских истребителей (девять И-15-бис - согласно доклада финнов, они так и не определили состав советской группы, что явно говорит что атака пары прикрытия была внезапной).
По докладу Финнов - шесть советских истребителей встали в «испанский круг», приняв оборонительную тактику, в то время как одно звено отошло немного в сторону и стало набирать высоту. Именно это звено напало на пару Кивинен - Калмберга когда те атаковал шестерку И-15бис. «Гладиатор» Калмберга получил несколько попаданий, и его пилот попытаться уйти пикированием, но это не удалось – в какой-то момент Калмберг попытался выйти из пике, резко переведя истребитель в кабрирование, но советские летчики сработали четко - когда самолет "завис", то получил новую порцию пуль. Видимо на этот раз был поврежден двигатель или убит пилот, так как «Гладиатор» быстро вошел в неуправляемый штопор, и упал. Самолет командира финского отряда тоже получил повреждения двигателя, но Кивинен, введя свой биплан в пологое пикирование, сумел оторваться от преследователей и благополучно приземлиться в Вяртсиля...
Если судить по статье то пара прикрытия И-16 весьма эффективно выполнило свою задачу вышедшая в атаку на ударную группу пара Гладиаторов была нейтрализована, один самолет сбит второй совершил вынужденную посадку из-за боевых повреждений. Далее после того как Михин ушел на свой аэродром, Федотов продолжил бой в составе общей группы.
Почему Михин заявил что ударил фокер сказать сложно, скорее всего из-за высокой скорости на пикировании он просто неверно идентифицировал самолет Калмберга. Почему Федотов не заявил победу то же довольно странно, возможно все из-за той же скорости на пикировании, не успел заметить результаты стрельбы...
По финским данным Гладиатор GL-260 упал у Куконвары, пилот Карл Калмберг погиб. В статье из Смены есть фото разбитого самолета, найденного после окончания боевых действий в том районе, возможно это Гладиатор Калмберга...
[url= http://shot.qip.ru/00e9Wv-4MQ9HpCFH/]
Ну и собственно фото героев этого боя Михин (слева) и Федотов (справа):
[url= http://shot.qip.ru/00e9Wv-4MQ9HpCFO/][url= http://shot.qip.ru/00e9Wv-3MQ9HpCFQ/]
А тем временем оставшиеся 5 Гладиаторов атаковали 6 И-15бис, финское описание: "бой почти утратил всякую управляемость и превратился в настоящую свалку, где каждый был сам за себя..."
В связи с таким описанием трудно представить что советские истребители вставали в круг, скорее соответствует действительности версия советской стороны, о том что ударная группа упорно, с боем пробивалась к своей цели! Это был бой равных по силам и выучке соперников, и на сбитый самолет датского волонтера Йорн Ульриха (GL-257 разбит при посадке на лес в р-не Кухиласваара – Хавиваара и не востанавливался, сам Ульрих, был ранен), финны ответили сбитым самолетом ведущего советской группы, ст.политрук Кочмала погиб. По отчету 49 ИАП ему засчитали победу над Гладиатором, хотя в статье заявлено что финский самолет сбили группой. По финским данным победу над И-15бис в р-не Куконвары в 14.40 заявил И.Йонсу (на самолете GL-256). Интересно но Ульриху по результатам боя засчитали 2 СБ сбитых им в р-не Куконвара, то есть получается он успел еще атаковать группу СБ, прежде чем ввязался в бой с И-15бис, по другому это просто не могло произойти. Время его вылета 14.15 по 15.15, ответственно видимо все таки первым погиб Кочмала, а уж потом Бисы расстреляли самолет Ульриха...
Михаил Афанасьевич Кочмала:
[url= http://shot.qip.ru/00e9Wv-3MQ9HpCFV/]
Разбитый самолет Ульриха:
[url= http://shot.qip.ru/00e9Wv-3MQ9HpCFF/]
Самолет И.Йонсу:
[url= http://shot.qip.ru/00e9Wv-4MQ9HpCFR/]
А тем временем героический Туоминен выполнил поставленную задачу и атаковал со своим ведомым девятку СБ. В результате боя фины заявили что сбили в р-не Янисярви 3 СБ, из них 2 1/2 на счету О.Туомминен и 1/2 Л.Лаутамяки. Далее видимо финны преследовали группу советских самолетов и после довольно короткой погони (от Ян исярви до Лоймолы 40-50 км), О.Туоминену засчитали еще две победы - СБ он якобы сбил в р-не Райконкоски и И-15бис в р-не Лоймола.
Самолет Туоминена:
[url= http://shot.qip.ru/00e9Wv-4MQ9HpCFU/]
К сожалению по советским потерям у меня есть только данные о гибели ведущего группы М.А.Кочмалы, не смогу даже предположить что за И-15бис мог сбить Туоминен. По некоторым данным 39 СБАП потерял в этом р-не 3 СБ. Однозначно можно сказать, что если бы не случайная встреча основной группы самолетов 2/LLv 26 пилотами группы Кочмалы, то СБ понесли бы гораздо большие потери...
Примерная схема боя в р-не Вяртсиля и преследование Туоминеном группы СБ:
[url= http://shot.qip.ru/00e9Wv-4MQ9HpCFW/]
Ну и собственно статья:
[url= http://shot.qip.ru/00e9Wv-4MQ9HpCFX/]
В дальнейшем судьба вполне благоволила Якову Филипповичу Михину. Он участвовал в ВОВ с 22.06.41 по 15.07.42г., зам.комэска 49 ИАП, далее командир АЭ 293 ИАП. Совершил 110 б/в, провел 25 в/б, лично сбил 4 самолета, награжден орденом Б.Кр.Зн. Далее комэска 6 ПАП, был награжден орденом Кр.Зв.