От МишаТ Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 04.08.2013 13:30:11 Найти в дереве
Рубрики 1936-1945 гг.; Версия для печати

Кто сбил Бретнюца

Приветствую всех!
В ходе работы над книгой про боевые действия ВВС 22 июня 41 года в воздухе над Прибалтикой, удалось разобраться с эпизодом когда подбили командира II /JG 53 гауптмана Бретнюца. В пятницу нашел в ЦАМО Журнал боевых действий 46 СБАП, там есть подробности первого вылета 2 и 3 эскадрилий полка 22 июня 41 года. Ну и соответственно сопоставив данные из ЖБД с оперсводкой 46 СБАП и сопутствующими немецкими упоминаниями наконец стало понятно кто сбил немецкого аса...
Ну-с начнем-с!
После получения приказа в 5:59 с а-ма Груждняй начали взлет самолеты 2 и 3 эскадрилий 46 СБАП (еще взлетала 5 эскадрилья, но именно в это время около 6:15 был получен приказ границу не перелетать и 5 АЭ вернулась на аэродром). Все эскадрильи получили задание уничтожать скопления войск и самолеты на аэродромах в районе Тильзит - Жиллен - Рагнит.
В публикации про боевые действия бомбардировочной авиации я уже отмечал, то что первым по этому району отработали самолеты 9 СБАП, поэтому у немцев было время поднять в воздух истребители! А И-16 из 10 ИАП, которые по плану должны были сопровождать СБ 46 СБАП, были незадолго до этого подняты на перехват немецких ударных самолетов, не успели дозаправиться и соответственно не смогли участвовать в сопровождении...
Несмотря на одинаковую задачу, самолеты 2 и 3 эскадрилий вышли на разные цели.
Очень точно удалось проследить путь 3 АЭ:
Груждняй (5:59) - Тильзит (в 6:35 обстреляна ЗА) - в 6:40 обстреляны ЗА в р-не Тауротенен (примерно на полпути между Тильзитом и Жилленом) - в 6:45 отбомбились по станции Жиллен (сброшено 54 ФАБ-100). Далее в 6:53 были атакованы Ме-109 в р-не Будзетен - Краупишкен, оба н.п. восточнее Жиллен (в ЖБД написано Наупенкен - Буоветен), посадка Груждняй в 7:40.
По вылету 2 АЭ данные гораздо меньше:
Самолеты отбомбились в 6:45, далее в 6:48 обстреляны ЗА в р-не Вишвила, а в 6:50 были атакованы 4 Ме-109, посадка в 7:26 в Гружняе. Я предполагаю что 2 АЭ похоже "немного заблудилась" и отбомбились не по Рагниту, а в р-не Вишвила - так как этот город то же стоит на Немане, но немного восточнее...
Изначально проблемой идентификации кто из немцев атаковал именно 2-ю или 3-ю эскадрильи 46 СБАП было не ясно, потому что точки действий групп СБ был не определены, а у немцев победы идут в один период:
Oblt. Adolf-Waldemar Kinzinger 1/JG 54 05:51,
Hptm. Reinhard Seiler Stab I /JG 54 СБ Северо-восточнее Ковно 05:55,
Hptm. Reinhard Seiler Stab I /JG 54 СБ Севернее Ковно 05:57,
Hptm. Reinhard Seiler Stab I /JG 54 СБ Западнее Ковно 05:58,
Uffz. Peter Siegler 2/JG 54 СБ 05:55,
Ltn. Günther Raub 2/JG 54 СБ 05:57,
Ltn. Günther Raub 2/JG 54 СБ 05:58.
Победы II /JG 53:
Hptm. Walter Spies Stab II /JG 53 СБ 05:52 и 05:54
Ofw. Stefan Litjens 4 /JG 53 СБ 05:54 и 05:56
Uffz. Herbert Rollwage 4 /JG 53 СБ 05:57
Hptm. Heinz Bretnütz Stab II /JG 53 СБ 05:59

Теперь после получения новых данных картина вырисовывается довольно полная. Хотя обе группы были атакованы в одно время, но места атак друг от друга находятся в 50 км. Таким образом путем нехитрых расчетов можно определить что пилоты II /JG 53 напали на 2 эскадрилью 46 СБАП, восточнее Вишвила и атаковали ее вплоть до р-на севернее Россиены (около 50 км - лететь СБ как раз 7-10 мин) - иначе, если это была 3 АЭ, то бой бы длился примерно вдвое дольше по времени, так как расстояние от Будзетен - Краупишкен до Россиен примерно 100 км... В результате боя 2 СБ пропали б/в, 2 произвели вынужденные посадки на советской территории, еще 2 СБ произвели вынужденные посадки на а-ме Шауляй. В Гружняе сели 3 самолета.
Ответным огнем стрелков 2 АЭ 46 СБАП (в ЖБД записано - огонь вели все экипажи, а на счет эскадрильи записаны 2 Ме-109) был ранен к-н Бретнюц. Он развернул подбитый самолет на запад, но пролетел буквально несколько км и произвел вынужденную посадку в р-не между Немакчаем и Эржвилскасом. Дальнейшая история известна, его прятали местные, потом передали немцам но 27 июня он умер от гангрены...

Соответственно немцы из I /JG 54 атаковали девятку 3 эскадрильи 46 СБАП, в результате боя 5 СБ пропали б/в, 1 произвел вынужденную посадку на а-ме Поневежис. В Гружняе сели 3 самолета... Как видно по схеме (черными стрелочками маршрут 3 АЭ, красными 2 АЭ) после бомбежки ст.Жиллен, советские самолеты уходили не на север, а на восток (судя по всему именно по этому пилоты I /JG 54 победы заявляли в районе западнее и севернее и северо-восточнее Ковно) и уже только после повернули на север, и по этому один самолет сел в Поневежисе, просто "по дороге" от Каунаса на Гружняй он был ближе чем Шауляй... Еще один нюанс - полетное время у 3 эскадрильи больше чем у 2-й. Ну и по характеру потерь понятно что бомбардировщики 3 эскадрильи сбивали преимущественно над немецкой территорией 5 пропавших б/в против 2-х во 2 эскадрильи. Учитывая то что еще один СБ сел вынужденно в Поневежисе.

[239K]


Ну и на сладкое - самоль Бретнюца, его нашли и отправили в фатерлянд на восстановление:

[41K]



[534K]



[40K]



[514K]


И СБ из 46 СБАП из Шауляя - этот самолет очень вероятно один из двух севших вынуждено 22 июня после боя с мессами из II /JG 53:

[368K]



[45K]



[52K]



[59K]


Вот такая интересная история.