От Katz Ответить на сообщение
К сергей черепанов Ответить по почте
Дата 01.06.2012 22:58:28 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

интересен вот этот коммент

К слову сказать, отсутствуют они и в только что вышедшей книге А. Табаченко об истории 16-го ГвИАП ( Табаченко А.И. "Покрышкинский авиаполк. "Нелакированные" боевые хроники ). Книги объёмной и очень информативной, хотя и не лишённой целого ряда фактических ошибок и "замысловатых" рассуждений автора. И почему-то очень полемически заострённой, что для такого вида работ выглядит довольно странным.

Против кого направлена эта заострённость, думаю, объяснять излишне. Нынче многие, почему-то, хотят вступить в заочную дискуссию с Александром Покрышкиным ( к слову сказать, уже давно умершим ), или что-то ему доказать. Но вступив на этот путь, как часто в таких случаях происходит, оказываются необъективными. С Александром Табаченко, к сожалению, произошло то же самое. Скрупулёзно ( и чуть ли не с каким-то смакованием) отмечая самые малейшие промахи и ошибки Покрышкина, он "почему-то" обходит молчанием аналогичные просчёты некоторых его сослуживцев, в первую очередь Григория Речкалова.

Всего несколько примеров. Скажем, Табаченко упоминает, что 7 мая 1943 г. в воздушном бою были подбиты и совершили вынужденные посадки на фюзеляж двое лётчиков полка - младшие лейтенанты Семёнов и Чистов ( С.120 ). Но почему бы, по аналогии с "правдой - маткой" в отношении Покрышкина, не сказать всю правду и сейчас ? А именно то, что сбитыми они оказались, когда вылетели в шестёрке под командованием Речкалова ( для него это был первый самостоятельный вылет в качестве ведущего всей группы ). А самым щекотливым является то, что и сам Речкалов, и его группа прозевали обе результативные атаки немцев и даже не открывали ответный огонь ! ( Ф. 16-го ГвИАП. Оп. 206868. Д. 1 ( ЖБД ). Л. 58 об.-59 ). А ведь за плечами плечами ведущего был целый месяц напряжённых боёв в кубанском небе и не один сбитый самолёт ! Объективности ради в столь подробном и претендующем на полноту исследовании об этом сказать было бы необходимо.

Или, подсчитывая, сколько ведомых потерял Покрышкин, было бы справедливо указать, что погибший 26 сентября 1943 г. в воздушном бою молодой лётчик Николай Попов ( "сгоревший", по словам автора, на войне всего за 20 дней, с. 225 ), был в этом вылете ведомым у Речкалова. ( Там же. Л. 252 об-253). И кто его сбил - стрелки бомбардировщиков или истребители ( а Речкалов дрался именно с последними ) - до конца не известно ( приведённые автором воспоминания К. Сухова в этом эпизоде не совсем точны ).

Точно так же автором обойдён неприятный для Речкалова эпизод, связанный с гибелью Героя Советского Союза Александра Клубова в авиакатастрофе ( 1 ноября 1944 г. ). Хотя командир 6-го ГвИАП генерал - лейтенант Утин в своём приказе ( № 0258 от 18.11.1944 ) в качестве виновных в авиакатастрофе, помимо самого Клубова, назвал командира 16-го ГвИАП майора Речкалова, "не организовавшего управление по радио тренировкой лётного состава" и "неудовлетворительно" руководившего полётами ( "отсутствие должной организации лётной работы" ), за что и объявил ему выговор. ( Ф. 20527 6-го ГвИАК ). Оп. 1. Д. 72 ( Приказы по Управлению 6-го ГвИАК, 1944 г. ). Л. 265-265 об ). Выговор... А Клубова не вернуть.

Не хочется обо всём этом говорить. Ведь Речкалов - великий воздушный боец, Дважды Герой Советского Союза, национальный герой России. Но если уж быть объективным, то ко всем, а не только к Покрышкину, по отношению к которому у Табаченко проскальзывают какое-то мстительные нотки ( ощущение, разумеется, субъективное ). И к которому он, порой, даже более пристрастен, чем М. Быков ( взгляд последнего на Покрышкина, как оказалось, даже более взвешенный и объективный ). А то после знакомства с этой, в целом, интересной и нужной книгой, остаётся какой-то неприятный осадок...