От Flight Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 11.09.2008 18:46:11 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Нужна помощь в установлении личности пилота "рязанского" Яка

Всем доброго времени суток!
Нужна помощь людей, имеющих опыт поиска инфы в центральных архивах, а также людей, хорошо разбирающихся в истории ПВО СССР времен Великой Отечественной.
Вводная такова:
В Рязани при проведении строительных работ в котловане на глубине 3-4 м были обнаружены обломки самолета. Мелкие обломки металла и дерева вперемешку с фрагментами останков пилота лежали в земле очень кучно, это позволило предположить, что самолет падал практически вертикально и с большой высоты. К сожалению, работы по их изъятию были проведены в большой спешке (иначе все могло оказаться под бетоном - строители торопились) и в основном энтузиастами, организация процесса со стороны официальных структур была из рук вон плохой. Но все же помимо крошева металла из земли были извлечены:
1. Двигатель М-105 (предположительно модификации ПФ) без заводской таблички (картер и блоки цилиндров сильно покололись ударом, два передних циллиндра и редуктор не найдены).
2. Обломки 2-х пулеметов УБС (на одном номер ШЕ391).
3. Радиоприемник РСИ-4а (на одной из ламп внутри стоит маркировка IX-42).
4. Прицел ПБП-1а № 270192.
5. Несколько сотен 12,7 мм пулеметных патронов с боевой частью разного типа 41 и 42 годов выпуска и 20-мм снарядов к авиапушке. (У всех, что я видел, капсюли не битые, хотя строители с площадки говорили, что находили несколько стреляных - впрочем это не подтверждает факта воздушного боя, пилот мог просто проверять работу оружия).
6. Немногочисленные останки пилота - зубы, фрагменты черепа и других костей.
7. Лопасть винта (к сожалению, найденная первой, она вскоре пропала - скорее всего цветметчики сперли).
8. Обрывки целлулоидного планшета, в котором сохранился кусочек карты 3*6 см и какая-то почти нечитаемая листовка, похоже пропагандистского толка.
9. Остаток от сапога пилота (тонкий, кирзовый) с фрагментом тонкого шерстяного носка (скорее всего в последний вылет летчик отправился в теплое время года в летнем обмундировании).
10. Ряд приборов - компас, термометр, манометр, тахометр ТЭ-22, и несколько других.
11. Фрагменты органов управления с бортов кабины.
12. Многочисленные мелкие металлические и деревянные обломки, есть несколько пока непонятных агрегатов с номерами, - не все еще до конца отмыто от грязи и опознано.
Может, еще что забыл. Беда еще в том, что охрана места была скверная и до конца работ из раскопа пропали в цветмет или на сувениры часть находок - насколько они ценны, трудно предположить. Ничего из личных вещей пилота - документы, награды, табельное оружие - найти не удалось. Не удалось найти также никаких обломков крыла, шасси, задней части фюзеляжа с оперением, педалей и ручки управления, кресла с бронеспинкой, парашюта и т.д. из чего можно сделать вывод, что скорее всего самолет порвало при ударе, разрыв прошел через кабину, тяжелая носовая часть ушла в болотистую почву (в 40-е на этом месте было болото - гнилостный болотный запах сохранился на глубине) на большую глубину, а бОльшая часть осталась на поверхности, и скорее всего была увезена "кем следует". Очевидцев этого падения найти пока не удалось. Старожилы говорят, что в этом районе падало два самолета. Пожилая женщина подтвердила, что в д. Семчино (несколько км от места находки) зимой 42-го падал самолет, пилот погиб. Они детьми бегали и видели самолет и мертвого пилота. Но вскоре приехали военные и увезли и тело, и самолет. Женщина также сказала, что слышала и про второй самолет, однако ничего толком не знает, сама не видела.
В общем, на основании найденного и скудных сведений удалось понять следующее:
1. Самолет скорее всего определяется как Як-7Б.
2. Время падения - теплое время года - либо ранняя осень 42-го года (но не раньше сентября), либо весна-лето 43 года (в это время через Рязанскую область немцы летали бомбить Горький и другие стратегические объекты в тылу, над Рязанью их могли перехватывать).
3. Рязань, насколько я понял, входила в зону ответственности Московского округа ПВО - поэтому самолет мог быть и не "местным", а с подмосковных аэродромов. Принимая радиус действия Як-7Б равным 300-350 км, аэродром базирования мог находиться в таком отдалении от Рязани. Неподалеку, в Дягилево, в ту пору базировался вроде бы учебный полк истребителей - не думаю, что самолет был из его состава. Хотя надо проверить...
4. На рязанском форуме был перепощен список с ВИФа http://www.vif2ne.org/nvi/forum/files/Hunter019/(080901213420)_pogibshie_v_ryazani.xls с погибшими на территории области пилотами, однако тип Як-7Б там не встречается, хотя есть катастрофы без указания типа ЛА, которые по времени могли бы подойти.
Отсюда возникает ряд вопросов:
1. Где располагались аэродромы ПВО на территории нынешних Рязанской и смежных с ней областей? Нет ли у кого карты или схемы с их обозначениями?
2. На каких из этих аэродромов эксплуатировались самолеты Як-7Б в период с сентября 42-го до лета 43-го?
3. Где можно выяснить потери или пропажи без вести самолетов Як-7Б в этот период?
Буду рад любой информации и советам от знатоков по этому поводу.