От hardy
К All
Дата 21.05.2004 00:57:57
Рубрики Авиатехника; 1945-1991;

Як-9Ю

тут уже проходила небольшая дискуссия по Як-9Ю:
https://vif2ne.org/nvi/forum/1/archive/29/29669.htm
https://vif2ne.org/nvi/forum/1/archive/31/31717.htm

Рискну освежить.

ВВС СССР
Альбом по ремонту узлов и агрегатов самолетов Як-9
Воениздат МВС СССР М., 1946

кусок документации с упоминанием Як-9Ю


P.S. Опережая вопросы по альбому: к сожалению, не мой, владелец отдает только на обмен.

От А.Н.Платонов
К hardy (21.05.2004 00:57:57)
Дата 21.05.2004 16:25:04

Re: Як-9Ю

>тут уже проходила небольшая дискуссия по Як-9Ю:
>
https://vif2ne.org/nvi/forum/1/archive/29/29669.htm
> https://vif2ne.org/nvi/forum/1/archive/31/31717.htm

Ну и зря наехали на Степанца:
"Буква "П" в обозначении самолета не несет смысловой нагрузки, а является заводским обозначением очередной модификации, подобно Як-9Л (Як-9Б), Як-9Ю (Як-9ДД), что часто практиковалось на заводе N153. В ряде случаев присвоение наименований производилась постановлением ГКО."


От ИгорьД
К hardy (21.05.2004 00:57:57)
Дата 21.05.2004 16:24:57

А кстати...

>В августе 1944 г. 12 самолетов 236-го иап было адаптировано под модификацию Як-9Ю (югославский) для перелета 1300 км из Белцы в Амендола, Италия. Действовали над Югославией, потом туда перебазировались. В 1945 г. запущен в серию как Як-9ДД, построено 499 самолетов.

...кто-нибудь знает, были ли какие-то отличия между Як-9Ю и Як-9ДД?

С ув.
Игорь.


От SK
К ИгорьД (21.05.2004 16:24:57)
Дата 24.05.2004 19:31:07

Re: А кстати...


>...кто-нибудь знает, были ли какие-то отличия между Як-9Ю и Як-9ДД?

Як-9ДД это более позднее наименование, введенное исследователями, чтобы не путать две модификации Як-9.
Вначале именовался Як-9Ю, затем официально назвали Як-9Д. В военных документах НКАП и завода аббревиатуры ДД не встречал.
СК


От А.Н.Платонов
К SK (24.05.2004 19:31:07)
Дата 24.05.2004 20:00:50

Re: А кстати...

>>...кто-нибудь знает, были ли какие-то отличия между Як-9Ю и Як-9ДД?
>Як-9ДД это более позднее наименование, введенное исследователями, чтобы не путать две модификации Як-9.
>Вначале именовался Як-9Ю, затем официально назвали Як-9Д. В военных документах НКАП и завода аббревиатуры ДД не встречал.

Вот-вот, а то, что мы понимаем сейчас под Як-9Д, называлось тогда Як-9 с 25-й серии. До 25-й серии - называемый сейчас просто Як-9.

От SK
К А.Н.Платонов (24.05.2004 20:00:50)
Дата 25.05.2004 17:46:51

Re: А кстати...

>>>...кто-нибудь знает, были ли какие-то отличия между Як-9Ю и Як-9ДД?
>>Як-9ДД это более позднее наименование, введенное исследователями, чтобы не путать две модификации Як-9.
>>Вначале именовался Як-9Ю, затем официально назвали Як-9Д. В военных документах НКАП и завода аббревиатуры ДД не встречал.
>
>Вот-вот, а то, что мы понимаем сейчас под Як-9Д, называлось тогда Як-9 с 25-й серии. До 25-й серии - называемый сейчас просто Як-9.

И такого наименования не было тоже. Вот Як-9Д (первый с этим индексом) упоминался.

От А.Н.Платонов
К SK (25.05.2004 17:46:51)
Дата 25.05.2004 19:42:43

Re: А кстати...

>>>>...кто-нибудь знает, были ли какие-то отличия между Як-9Ю и Як-9ДД?
>>>Як-9ДД это более позднее наименование, введенное исследователями, чтобы не путать две модификации Як-9.
>>>Вначале именовался Як-9Ю, затем официально назвали Як-9Д. В военных документах НКАП и завода аббревиатуры ДД не встречал.
>>Вот-вот, а то, что мы понимаем сейчас под Як-9Д, называлось тогда Як-9 с 25-й серии. До 25-й серии - называемый сейчас просто Як-9.
>И такого наименования не было тоже. Вот Як-9Д (первый с этим индексом) упоминался.

Поправка - с 25-й серии строились самолеты, ныне именуемые Як-9М и, как и Як-9Д (в нынешнем понимании), они не выделялись из общей массы Як-9. По крайней мере, до конца мая 1944 года, когда было подписано "Временное техописание самолета Як-9". Интересно, что Степанец указывает: "Серийно Як-9М выпускался с мая 1944 г." Возможно, механическое присвоение индекса М произошло задним числом.

Если кратко, то вот такая "таблица перекодировки" (на май 1944 г):
Сейчас         Тогда
=================================
Як-9, Як-9Д    Як-9 до 25-й серии
Як-9М          Як-9 с 25-й серии
Як-9ДД         Як-9Д
Як-9Т          Як-9Т
Як-9К          Як-9-45


От SK
К А.Н.Платонов (25.05.2004 19:42:43)
Дата 28.05.2004 16:30:26

Re: А кстати...

>>>>>...кто-нибудь знает, были ли какие-то отличия между Як-9Ю и Як-9ДД?
>>>>Як-9ДД это более позднее наименование, введенное исследователями, чтобы не путать две модификации Як-9.
>>>>Вначале именовался Як-9Ю, затем официально назвали Як-9Д. В военных документах НКАП и завода аббревиатуры ДД не встречал.
>>>Вот-вот, а то, что мы понимаем сейчас под Як-9Д, называлось тогда Як-9 с 25-й серии. До 25-й серии - называемый сейчас просто Як-9.
>>И такого наименования не было тоже. Вот Як-9Д (первый с этим индексом) упоминался.
>
>Поправка - с 25-й серии строились самолеты, ныне именуемые Як-9М и, как и Як-9Д (в нынешнем понимании), они не выделялись из общей массы Як-9. По крайней мере, до конца мая 1944 года, когда было подписано "Временное техописание самолета Як-9". Интересно, что Степанец указывает: "Серийно Як-9М выпускался с мая 1944 г." Возможно, механическое присвоение индекса М произошло задним числом.

>Если кратко, то вот такая "таблица перекодировки" (на май 1944 г):
>
>Сейчас         Тогда
>=================================
>Як-9, Як-9Д    Як-9 до 25-й серии
>Як-9М          Як-9 с 25-й серии
>Як-9ДД         Як-9Д
>Як-9Т          Як-9Т
>Як-9К          Як-9-45
>

Если говорить за "Тогда" то машины на заводе 153 звали 9 и 9Д. Основное отличие емкость баков 305 и 480. Причем последние появились в серии позже Т-шки и выпускались даже в меньшем количестве поначалу.
До своего второго пришествия Як-9Д заводом обзывались как 9Ю и 9ТД. Потом приказ НКАП поставил все на место.
Универсальный фюзеляж дал целую кучу наименований. Например 9-20, 9-37, 9-45 (М, Т (опять), К впоследствии)

От А.Н.Платонов
К SK (28.05.2004 16:30:26)
Дата 28.05.2004 20:05:56

Re: А кстати...

>>Если кратко, то вот такая "таблица перекодировки" (на май 1944 г):
>>
>>Сейчас Тогда
>>=================================
>>Як-9, Як-9Д Як-9 до 25-й серии
>>Як-9М Як-9 с 25-й серии
>>Як-9ДД Як-9Д
>>Як-9Т Як-9Т
>>Як-9К Як-9-45
>>

>Если говорить за "Тогда" то машины на заводе 153 звали 9 и 9Д. Основное отличие емкость баков 305 и 480. Причем последние появились в серии позже Т-шки и выпускались даже в меньшем количестве поначалу.
>До своего второго пришествия Як-9Д заводом обзывались как 9Ю и 9ТД. Потом приказ НКАП поставил все на место.
>Универсальный фюзеляж дал целую кучу наименований. Например 9-20, 9-37, 9-45 (М, Т (опять), К впоследствии)
Когда "тогда"? По состоянию на май 44-го в документе "Самолет Як-9. Временное техническое описание" (за подписью Яковлева) указывалось именно так, как я отразил в табличке. Этот самолет, именовавшийся Як-9 с 25-й серии имел 480 кг горючего, вооружение 20+12.7, сдвинутую назад кабину. Серийные модификации, существовавшие на то время, и их отличия описаны в приложениях:


                                                                         Приложение 1

                                      САМОЛЕТ Як-9Т
   Самолет Як-9Т — одноместный истребитель, является модификацией самолета Як-9. Изменение 
конструкции вызвано установкой крупнокалиберной пушки.
   На самолете установлен мотор водяного охлаждения ВК-105ПФ и трехлопастный винт ВИШ-105СВ 
постоянного числа оборотов.
   Вооружение самолета состоит из крупнокалиберной пушки 11-П, стреляющей через полый вал 
редуктора мотора, и одного крупнокалиберного синхронного пулемета УБС. Управление огнем — 
электропневматическое. Перезаряжание — пневматическое (рис. 82).
   По конструкции самолет Як-9Т представляет собой одномоторный одноместный моноплан с 
низкорасположенным крылом, убирающимися шасси и костылем.
   С установкой крупнокалиберной пушки в конструкцию серийного самолета Як-9 внесены 
следующие незначительные изменения: 1) установлен другой винт (ВИШ-105СВ вместо ВИШ-61П), 
2) изменена пушечная установка.


                                                                             Приложение 2

    ОТЛИЧИЕ САМОЛЕТОВ Як-9 ПОСЛЕДНИХ СЕРИЙ и Як-9Т ОТ САМОЛЕТОВ Як-9 ПЕРВЫХ СЕРИЙ
1. Самолеты Як-9 по 24-ю серию включительно выпускались фюзеляжами типа Як-7, имевшими за 
кабиной летчика запасной отсек с полом. Самолеты Як-9Т с первого номера выпускались без 
запасного отсека и с кабиной, смещенной назад на 400 мм (из-за габаритов пушки). В связи со 
смещением кабины крыло с валом ручного управления Як-9Т отличалось от крыла Як-9 (рис. 84).

Рис. 85. Внешние различия самолетов Як-9.
А - Як-9 по 24-ю серию вкл. Прямая мачта антенны. Большая крышка над запасным отсеком. Две 
верхних крышки капота. Одна откидная панель фюзеляжа.
Б - Як-9Т. Наклонная мачта антенны. Небольшая крышка лючка для подхода к рации. Три верхних 
крышки капота. Две откидных панели фюзеляжа. Ствол пушки выходит за габарит храповика.
В — Як-9 с 25-й серии. То же, что у Як-9Т, только ствол пушки за габариты храповика не 
выходит.

   Для унификации, взаимозаменяемости и упрощения эксплоатации самолеты Як-9 с 25-й серии 
выпускаются с такими же фюзеляжами и крыльями, как на самолетах Як-9Т.
   Таким образом в настоящее время различие между самолетами Як-9Т и Як-9 сведено к 
минимуму (рис 85): различны только винты, положение заглушек на Р-7А и установка вооружения 
(см. приложение 1).
   В связи с унификацией увеличилось количество взаимозаменямых агрегатов самолетов.

------------------------------------------------------------------------------
Название агрегата                            Самолеты
Як-9 с 25-й серии	   Як-9Т        Як-9 по 24-ю серию        Як-7Б
==============================================================================
Фюзеляж с моторной     Взаимозаменяем    Невзаимозаменяем    Невзаимозаменяем
рамой и капотом 
Крыло с элеронами            "                  "                   "
и щитками
Оперение                     "            Взаимозаменяемо     Взаимозаменяемо
Шасси                        "                  "                   "
Костыльная уста-             "                  "                   "
новка
Маслобак                     "           Невзаимозаменяем    Невзаимозаменяем
Средние бензобаки            "                  "                   "
Крайние бензобаки            "            Взаимозаменяемы           "
Расширительный бачок         "                  "                   "
Винт                  Невзаимозаменяем          "             Взаимозаменяем
Радиаторы              Взаимозаменяемы          "                   "
------------------------------------------------------------------------------


                                                                              Приложение 4

                               МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТА Як-9

                                   Самолет Як-9 МПВО
   Самолеты, предназначенные для МПВО, отличаются от серийных самолетов Як-9 электро- и 
радиооборудованием.
   На самолетах установлен комплект РПК-10, а в левом крыле установлена фара ФС-55 с 
выключателем на левой панели доски приборов. Сигнализация шасси, кроме двух зеленых ламп, 
имеет еще две красные.

                                    Самолет Як-9-45
   Самолет Як-9-45 отличается от самолета Як-9Т тем, что на ней устанавливается пушка 111п, 
что вызвало небольшие изменения в патронном ящике и отсутствие храповика для запуска 
автостартером. На месте храповика установлена втулка с опорным подшипником. Уменьшение 
числа патронов и увеличение их веса изменило полетный вес самолета.

                                     Самолет Як-9Д
   Самолет Як-9Д отличается от самолета Як-9 (с 25-й серии) увеличенным запасом горючего. 
Самолет имеет восемь бензобаков, в том числе один расходный. Все баки, кроме двух крайних, 
протектированы. Для установки крайних баков соответствующим образом усилено крыло. 
Добавлены узлы крепления центрального бака. Кран слива горючего установлен на расходном 
бачке и выведен в заднюю часть туннеля водорадиатора. Схема бензинопровода имеет пожарный 
кран и обратные клапаны на расходном бачке. Для управления пожарным краном на левом пульте, 
рядом с рычагом переключения скоростей нагнетателя, установлен рычаг с красной рукояткой. В 
связи с установкой центрального бака поставлен новый гильзозвеньесборник. Маслобак 
поставлен с самолета Як-9 (до 24-й серии); для его крепления к каркасу фюзеляжа приварены 
новые ушки, а для подхода к заливной горловине задняя часть левой боковой крышки капота 
сделана откидной на шомполе.
На самолете установлен комплект РПК-10. Полетный вес полной нагрузкой увеличился.


От St
К ИгорьД (21.05.2004 16:24:57)
Дата 22.05.2004 14:07:39

Re: А кстати...

Внешних никаких. Количество баков--отличие. ДД-появились ещё в 1943г.--обычные яКи с добавленными крыльевыми баками. Ю--это модификация для сопровождений Б-25. Бостонов и Ту-2.



От А.Н.Платонов
К St (22.05.2004 14:07:39)
Дата 23.05.2004 18:00:44

Это противоречит Степанцу (-)


От А.Н.Платонов
К ИгорьД (21.05.2004 16:24:57)
Дата 21.05.2004 17:51:52

Никаких. (-)


От А.Н.Платонов
К hardy (21.05.2004 00:57:57)
Дата 21.05.2004 16:21:44

Re: Як-9Ю

>ВВС СССР
>Альбом по ремонту узлов и агрегатов самолетов Як-9
>Воениздат МВС СССР М., 1946

>P.S. Опережая вопросы по альбому: к сожалению, не мой, владелец отдает только на обмен.
А что он хочет взамен? Копия Временного техописания на Як-9 за 1944 год сойдет? (Кстати, в нем Як-9ДД фигурирует еще не как Як-9Ю, а как Як-9Д.)

От hardy
К А.Н.Платонов (21.05.2004 16:21:44)
Дата 21.05.2004 17:29:35

Re: Як-9Ю

>А что он хочет взамен? Копия Временного техописания на Як-9 за 1944 год сойдет? (Кстати, в нем Як-9ДД фигурирует еще не как Як-9Ю, а как Як-9Д.)

http://avia.saratov.ru/forum/index.php?showtopic=4
во второй половине трида, постинг BELLA_RUS
(к сожалению, ссылки прямо на пост этот движок не поддерживает)

вот примерно в таком разрезе.

От А.Н.Платонов
К hardy (21.05.2004 17:29:35)
Дата 21.05.2004 19:48:14

Re: Як-9Ю

>>А что он хочет взамен? Копия Временного техописания на Як-9 за 1944 год сойдет? (Кстати, в нем Як-9ДД фигурирует еще не как Як-9Ю, а как Як-9Д.)
>
http://avia.saratov.ru/forum/index.php?showtopic=4
>во второй половине трида, постинг BELLA_RUS
>(к сожалению, ссылки прямо на пост этот движок не поддерживает)

А можно его e-mail скинуть? Потому что там движок запрещает незарегистрированному гостю послать письмо собеседнику. А решистрироваться только ради этого - не совсем честно, моя думай...

От hardy
К А.Н.Платонов (21.05.2004 19:48:14)
Дата 21.05.2004 20:30:03

ушло приватом (-)


От ИгорьД
К hardy (21.05.2004 00:57:57)
Дата 21.05.2004 10:43:02

Re: Як-9Ю

День добрый!

>ВВС СССР
>Альбом по ремонту узлов и агрегатов самолетов Як-9
>Воениздат МВС СССР М., 1946

Спасибо за наводку! Может удастся найти альбом по названию.

С ув.
Игорь.