От А.Н.Платонов Ответить на сообщение
К SK Ответить по почте
Дата 28.05.2004 20:05:56 Найти в дереве
Рубрики Авиатехника; 1945-1991; Версия для печати

Re: А кстати...

>>Если кратко, то вот такая "таблица перекодировки" (на май 1944 г):
>>
>>Сейчас Тогда
>>=================================
>>Як-9, Як-9Д Як-9 до 25-й серии
>>Як-9М Як-9 с 25-й серии
>>Як-9ДД Як-9Д
>>Як-9Т Як-9Т
>>Як-9К Як-9-45
>>

>Если говорить за "Тогда" то машины на заводе 153 звали 9 и 9Д. Основное отличие емкость баков 305 и 480. Причем последние появились в серии позже Т-шки и выпускались даже в меньшем количестве поначалу.
>До своего второго пришествия Як-9Д заводом обзывались как 9Ю и 9ТД. Потом приказ НКАП поставил все на место.
>Универсальный фюзеляж дал целую кучу наименований. Например 9-20, 9-37, 9-45 (М, Т (опять), К впоследствии)
Когда "тогда"? По состоянию на май 44-го в документе "Самолет Як-9. Временное техническое описание" (за подписью Яковлева) указывалось именно так, как я отразил в табличке. Этот самолет, именовавшийся Як-9 с 25-й серии имел 480 кг горючего, вооружение 20+12.7, сдвинутую назад кабину. Серийные модификации, существовавшие на то время, и их отличия описаны в приложениях:


                                                                         Приложение 1

                                      САМОЛЕТ Як-9Т
   Самолет Як-9Т — одноместный истребитель, является модификацией самолета Як-9. Изменение 
конструкции вызвано установкой крупнокалиберной пушки.
   На самолете установлен мотор водяного охлаждения ВК-105ПФ и трехлопастный винт ВИШ-105СВ 
постоянного числа оборотов.
   Вооружение самолета состоит из крупнокалиберной пушки 11-П, стреляющей через полый вал 
редуктора мотора, и одного крупнокалиберного синхронного пулемета УБС. Управление огнем — 
электропневматическое. Перезаряжание — пневматическое (рис. 82).
   По конструкции самолет Як-9Т представляет собой одномоторный одноместный моноплан с 
низкорасположенным крылом, убирающимися шасси и костылем.
   С установкой крупнокалиберной пушки в конструкцию серийного самолета Як-9 внесены 
следующие незначительные изменения: 1) установлен другой винт (ВИШ-105СВ вместо ВИШ-61П), 
2) изменена пушечная установка.


                                                                             Приложение 2

    ОТЛИЧИЕ САМОЛЕТОВ Як-9 ПОСЛЕДНИХ СЕРИЙ и Як-9Т ОТ САМОЛЕТОВ Як-9 ПЕРВЫХ СЕРИЙ
1. Самолеты Як-9 по 24-ю серию включительно выпускались фюзеляжами типа Як-7, имевшими за 
кабиной летчика запасной отсек с полом. Самолеты Як-9Т с первого номера выпускались без 
запасного отсека и с кабиной, смещенной назад на 400 мм (из-за габаритов пушки). В связи со 
смещением кабины крыло с валом ручного управления Як-9Т отличалось от крыла Як-9 (рис. 84).

Рис. 85. Внешние различия самолетов Як-9.
А - Як-9 по 24-ю серию вкл. Прямая мачта антенны. Большая крышка над запасным отсеком. Две 
верхних крышки капота. Одна откидная панель фюзеляжа.
Б - Як-9Т. Наклонная мачта антенны. Небольшая крышка лючка для подхода к рации. Три верхних 
крышки капота. Две откидных панели фюзеляжа. Ствол пушки выходит за габарит храповика.
В — Як-9 с 25-й серии. То же, что у Як-9Т, только ствол пушки за габариты храповика не 
выходит.

   Для унификации, взаимозаменяемости и упрощения эксплоатации самолеты Як-9 с 25-й серии 
выпускаются с такими же фюзеляжами и крыльями, как на самолетах Як-9Т.
   Таким образом в настоящее время различие между самолетами Як-9Т и Як-9 сведено к 
минимуму (рис 85): различны только винты, положение заглушек на Р-7А и установка вооружения 
(см. приложение 1).
   В связи с унификацией увеличилось количество взаимозаменямых агрегатов самолетов.

------------------------------------------------------------------------------
Название агрегата                            Самолеты
Як-9 с 25-й серии	   Як-9Т        Як-9 по 24-ю серию        Як-7Б
==============================================================================
Фюзеляж с моторной     Взаимозаменяем    Невзаимозаменяем    Невзаимозаменяем
рамой и капотом 
Крыло с элеронами            "                  "                   "
и щитками
Оперение                     "            Взаимозаменяемо     Взаимозаменяемо
Шасси                        "                  "                   "
Костыльная уста-             "                  "                   "
новка
Маслобак                     "           Невзаимозаменяем    Невзаимозаменяем
Средние бензобаки            "                  "                   "
Крайние бензобаки            "            Взаимозаменяемы           "
Расширительный бачок         "                  "                   "
Винт                  Невзаимозаменяем          "             Взаимозаменяем
Радиаторы              Взаимозаменяемы          "                   "
------------------------------------------------------------------------------


                                                                              Приложение 4

                               МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТА Як-9

                                   Самолет Як-9 МПВО
   Самолеты, предназначенные для МПВО, отличаются от серийных самолетов Як-9 электро- и 
радиооборудованием.
   На самолетах установлен комплект РПК-10, а в левом крыле установлена фара ФС-55 с 
выключателем на левой панели доски приборов. Сигнализация шасси, кроме двух зеленых ламп, 
имеет еще две красные.

                                    Самолет Як-9-45
   Самолет Як-9-45 отличается от самолета Як-9Т тем, что на ней устанавливается пушка 111п, 
что вызвало небольшие изменения в патронном ящике и отсутствие храповика для запуска 
автостартером. На месте храповика установлена втулка с опорным подшипником. Уменьшение 
числа патронов и увеличение их веса изменило полетный вес самолета.

                                     Самолет Як-9Д
   Самолет Як-9Д отличается от самолета Як-9 (с 25-й серии) увеличенным запасом горючего. 
Самолет имеет восемь бензобаков, в том числе один расходный. Все баки, кроме двух крайних, 
протектированы. Для установки крайних баков соответствующим образом усилено крыло. 
Добавлены узлы крепления центрального бака. Кран слива горючего установлен на расходном 
бачке и выведен в заднюю часть туннеля водорадиатора. Схема бензинопровода имеет пожарный 
кран и обратные клапаны на расходном бачке. Для управления пожарным краном на левом пульте, 
рядом с рычагом переключения скоростей нагнетателя, установлен рычаг с красной рукояткой. В 
связи с установкой центрального бака поставлен новый гильзозвеньесборник. Маслобак 
поставлен с самолета Як-9 (до 24-й серии); для его крепления к каркасу фюзеляжа приварены 
новые ушки, а для подхода к заливной горловине задняя часть левой боковой крышки капота 
сделана откидной на шомполе.
На самолете установлен комплект РПК-10. Полетный вес полной нагрузкой увеличился.