От ZaReznik Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 15.10.2003 17:24:20 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; 1936-1945 гг.; Версия для печати

to Rammstein [последний бой Р.Мюллера 19.IV.43]

Данному сочинению на тему «Последний бой Р.Мюллера (19.IV.43)» около 4 лет (никаких дополнительных правок я не делал, только изъял вставки о упоминаемых ГССах и кавалерах RK). Как мне показалось, вывод Рыбина о том, что Мюллера сбил Дыгало, был достаточно неубедительным, поэтому я попытался увязать все события по времени и высотам, а также хотя бы частично по месту, т.к. никаких более-менее подробных карт местности для более точной «привязки» у меня не было (в первую очередь по разным упоминаемым озерам).
Текст вроде бы получился более-менее целостным, но остался так сказать полуфабрикатом, т.к. я не смог восполнить целый ряд пробелов (о них по тексту)

В качестве источников был использованы несколько статей в журналах:
- Ю.Рыбин “Рудольф Мюллер”. «Мир Авиации» 1 (1) / 1992.
- М.Морозов “Год коренного перелома”. «АвиО’5».
- M.Zimny “Rudi” Rudolf Muller – as JG 5 Eismeer”. «Militaria» Vol.1 No.4
- В.Белов “Теодор Вайсенбергер”. «Мир Авиации» 1 (15) / 1998.
- Ю.Рыбин “Expertenstaffel за Полярным кругом. Ч.III”. «АвиаМастер» 1 / 99.
А также брошюры:
- Р.И.Ларинцев, М.Н.Супрун “Люфтваффе под Полярной звездой: потери ВВС Германии на Крайнем Севере”. Архангельск. Поморский Международный Университет. 1996.
- “Советские асы”. Стальные крылья. Выпуск 2. Москва. “Восточный фронт”. 1996. (передранный Skullski)

-----------------------------------------

-- расстановка фигур --

~ 11:00 (~10:00 по финскому времени) - с аэродрома Сальмиярви // Сельмияраи взлетела группа из 6 Bf-109G [6./JG 5]. Задание группы – “свободная охота” + разведка аэродромов Варламово / Ваенга-2, т.е. фактически, они должны были проконтролировать результаты Jabo-миссии. Сложно сказать, кто же был ведущим группы, но, скорее всего командир эскадрильи обер-лейт-т Г.Эрлер (RK), возможно лейт-т Т.Вайсенбергер (RK) и вряд ли обер-фельд-ль Р.Мюллер (RK), т.к. после выхода из госпиталя это был его первый боевой вылет. Впрочем вопрос о составе и ведущем этой, как и других немецких групп 19.IV.43, остается открытым. Судя по тому, что немцы вступили в бой спустя 1,5 часа, то их “мессеры” имели подфюзеляжные ПТБ.

~ 11:30 - по-моему, как раз в это время с аэродрома Петсамо взлетела группа из 9 FW-190A-2/A-3 [14(Jabo)./JG 5]. Задание группы – атака одного из аэродромов Мурманского аэроузла, скорее всего аэродрома Ваенга. По-моему, FW-190A без ПТБ, т.к. на подфюзеляжных держателях у них бомбы (скорее всего SC 100 или 250, хотя вопрос о составе их вооружения также заслуживает особого внимания). Можно отметить, что 14(Jabo)./JG 5, хотя и была сформирована в II.43, но к активным боевым действиям эскадрилья приступила с V.43; командовал ею Ф.Штракельян, вполне возможно, что 19.IV.43 он и был ведущим группы FW-190A.
---------
Примерно в это же время, по-моему, с расположенного рядом аэродрома Луостари взлетела группа из 12 Bf-109. Задание группы – обеспечивать действия группы FW-190A (непосредственное прикрытие, «выметание» патруля, блокирование атакуемого аэродрома). Вполне возможно, что в составе группы были «старички» Bf-109F-4 с бомбами, а имевшие больший расход бензина Bf-109G вылетели на задание с ПТБ. Нет точных данных о принадлежности этой группы «мессеров».
---------
К району цели эти две группы (9 FW-190A и 12 Bf-109), скорее всего, шли на высоте ~4000 м – крейсерской для «фокке-вульфов».

11:30 - с аэродрома Арктика взлетели 5 «Харрикейнов» [769 ИАП ПВО; ведущий кап-н Копытин, ст.лейт-т Бардаш, ст-на Дыгало, серж-т Зайцев, серж-т Малышев]. Задание группы – прикрытие г.Мурманска, т.е. ПВОшникам в принципе нет дела до флотского аэродрома, т.к. их главная задача – любой ценой прикрывать город. Метеоусловия: облачность 6..8 баллов, видимость 10..15 км, западный ветер 2..3 м/с, температура +2°С. Можно также отметить, что «Харрикейны» имеют модернизированный по-советски состав бортового вооружения: 2 ШВАК + 2 БС.
---------
Группа “Харрикейнов” набрала высоту 7000 м (на что им понадобилось не менее 10..15 минут) и приступила к патрулированию.
11:33 - с аэродрома Арктика взлетели 4 Р-40 [769 ИАП ПВО; ведущий кап-н Симонов, ст-на Брызжанов, серж-т Копов, серж-т Бондаренко]. Задание группы – прикрытие только что взлетевшей группы «Харрикейнов» + прикрытие г.Мурманска.
---------
Группа “Киттихауков” также набрала высоту 7000 м (на что им также понадобилось какое-то время), но ушла юго-западнее Мурманска, фактически не обеспечив прикрытием группу «Харрикейнов».

11:50 – советская радиоразведка и РЛС засекли 3 группы самолетов противника северо-западнее Мурманска на высотах 4000...6000 м. Тут достаточно много путаницы, так “Крылья Северного Флота” пишут, что 9 бомбардировщиков + 12 истребителей шли на Мурманск, а 6 Bf-109 – на аэродром ВВС СФ; по другим данным, группу из 6 Bf-109 обнаружили позднее. По моему, группа FW-190A шла на ~4000 м, а вот группа обеспечения из 12 Bf-109, по-моему, разделилась: 9 Bf-109 на ~6000 м должны были связать боем патруль над Мурманском, а 3 Bf-109 – блокировать аэродром Ваенга.

11:?? – на аэродроме Ваенга по тревоге пошла на взлет группа из 6 Р-39 // эскадрилья Р-39 [2 ГвИАП ВВС СФ; ведущий комэск(?) гв.м-р ГСС А.Коваленко] // по другим данным, группа уже патрулировала в воздухе, когда поступил приказ – перехватить бомбардировщики.

11:55 – КП 122 ИАД ПВО выдает целеуказания находящимся в воздухе патрулям из 769 ИАП ПВО:
- 5 «Харрикейнов» должны перехватить идущую на высоте 4000 м группу самолетов противника западнее Мурманска; наша группа находится на 7000 м над Мурманском и непонятно, снижались ли они, пока выдвигались в указанный район;
- 4 Р-40 должны идти в район озера Пяйте-явр западнее Мурманска; эта группа находится на 7000 м юго-западнее Мурманска и, по-моему, уже вместо прикрытия группы «Харрикейнов» звено Р-40 должно обеспечить наращивание сил в ходе предстоящего боя.